Эл
Специально для сайта
"Джентльмены, запускайте моторы!"
Все болезни от нервов…
Раз уж Вы не вняли предупреждениям на плакатике у входа на этот сайт, надо полагать, что Вам не чужда позиция любознательного исследователя, удачно сочетающаяся с живым интересом ко всему, что связано с автомобилем.
Этот раздел посвящён чрезвычайно интересному кругу вопросов, связанных с психологическими аспектами деятельности человека за рулём.
“Все болезни - от нервов…” В каждой шутке есть доля шутки… Однако, применительно к автомобилизму, доля шутки в заглавной фразе столь незначительна, что, как выразился бы О.Генри, если потереть белоснежным носовым платком, на нём не останется и пятнышка…
Как-то так сложилось, что многомиллионная и всё растущая армия автомобилистов представляет собой плохо управляемое сообщество, членов которого, образно говоря, “рожают” без особых мук в плохо приспособленных учреждениях с малоквалифицированным “персоналом”, вооружают условным законам о правилах поведения, обучают едва, как передвигаться, и выпускают в новый, совершенно незнакомый мир, который с холодной усмешкой готовит “новобранцу” свою собственную “школу”…
Мир этот живёт по своим собственным законам, редко благожелателен, подчас жесток, и заставляет новичка проходить последовательно ряд этапов - “посвящений”, начиная от “чайника”, лишённого всяких привилегий, и заканчивая “асом” с выкованным в борьбе за выживание “правом” произносить слово “чайник” с подобающей презрительностью…
Не слишком привлекательная картина, однако всё в руках человека, носящего гордое звание “сапиенс”, и, коль скоро мы предоставлены самим себе, не грех и попытаться внести в существующее положение дел некоторые корректировки своими силами, тем более, что это вовсе не безнадёжная затея.
Итак, наша главная цель - изучение мира автомобилистов, исследование законов, по которым этот мир живёт и функционирует, выявление его несовершенств и слабостей, и, наконец, самосовершенствование, побочными эффектами которого неизбежно будут:
Сформулируем некоторые понятия, с которыми нам придётся иметь дело:
АВТОЦЕНОЗ | - замкнутая социальная система, живущая по своим законам и правилам; |
ОБЪЕКТ | - элементарная составляющая Автоценоза; |
ВЫ | - Объект; |
ОБЪЕКТИВНОСТЬ | - совершенно непременное условие по отношению ко всем Объектам без исключения, в том числе по отношению к Объекту “Вы”; |
МАСТЕРСТВО | - реальный уровень водительской подготовки Объекта; |
АС | - Объект с завышенной оценкой собственного Мастерства; |
ЧАЙНИК | - наиболее распространённый термин из лексикона Аса; |
ПДД | - свод условных правил поведения Объектов; |
ПОНЯТИЯ АВТОЦЕНОЗА | - свод реально действующих правил поведения Объектов; |
САМОНАДЕЯННОСТЬ | - главная отличительная особенность Аса; |
БЕСПЕЧНОСТЬ | - фоновая недооценка реального уровня риска в процессе вождения; |
МОТИВ | - причина, побуждающая Объект к конкретному поведению; |
ДОРОЖНАЯ СИТУАЦИЯ | - динамическое взаимоположение Объектов; |
ПРОГНОЗ | - предположительное развитие дорожной ситуации; |
АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ | - действия Объекта в ответ на развитие дорожной ситуации в соответствии с каким-либо сводом правил и норм поведения; |
ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ | - возможность оценить логику действий Объекта и прогнозировать его поведение в ответ на динамическое развитие дорожной ситуации; |
Разумеется, список понятий не полон, он будет расширяться по мере погружения в обозначенную область взаимоотношений.
Автоценоз
Термин “автоценоз” возник по аналогии с “биоценозом” и призван обозначить устойчивую социально-психологическую структуру, поведение членов которой определяется как официально действующими нормативами типа ПДД, так и неписаными законами и правилами, вырабатываемыми структурой внутри себя стихийно. Как правило, эти внутренние правила (“Понятия” Автоценоза), являются зеркальным отражением господствующих в обществе социальных, культурных, бытовых концепций, однако отражение это имеет свои особенности.
Во-первых, в Автоценозе наблюдается резкое обострение психоэмоциональной сферы человека. Явление это известное, позволю себе процитировать классика:
«…Люди, обладающие на суше мягким и
кротким характером, становятся
грубыми и кровожадными, как только
попадают в лодку.
Однажды мне довелось совершить
небольшое плавание с молодой леди.
В обычной жизни она была на редкость
милым и нежным созданием,
но слушать, как она выражается на реке,
было просто страшно.
«Эй, будь ты проклят!» - кричала она, когда
на пути попадался какой-нибудь
незадачливый гребец. «Куда прешь! Не
видишь, что ли?» А если парус
не устанавливался в нужное положение,
она хватала его, грубо дергала и
приговаривала: «Ах ты, паршивец!» И, тем
не менее, как я уже говорил,
на берегу она была очень любезна и
приветлива…»
<Дж.К.Джером , "Трое в одной лодке...">
Во-вторых, взаимоотношения Объектов внутри Автоценоза кратно обострены по сравнению с аналогичными взаимоотношениями в обществе. Так, например, если попытки “подвинуть очередь” в магазине стали явным признаком дурного тона и практически не встречаются, то в Автоценозе аналогичные действия распространены повсеместно; если в троллейбусе Вам нечаянно наступят на ногу, да к тому же извинятся, - Вам и в голову не придёт ответить “обидчику” таким манером, что непосвящённый мог бы подумать, что Вы преследуете особо жирного таракана, только что выползшего из Вашей кружки с пивом; в Автоценозе же действия “отплатить той же монетой” - обычное дело.
В-третьих, в России социальная дифференциация общества и нетерпимость представителей различных социальных слоёв друг к другу потеряла остроту в сфере бытовых взаимоотношений, однако в Автоценозе - ничуть не бывало. Человек, сидящий за рулём хоть плохонькой иномарки, как правило, легко превращается в “быка” с налитыми кровью глазами при виде задних фонарей “копейки”, которая тут же превращается в “красную тряпку”; обладатель же отечественного автомобиля день за днём наливается желчью, будучи то и дело “прогоняем” из левого ряда джипами с манерами “носорога”, забывшими выключить фары; при этом плавно нарастающая ненависть к манере вождения владельцев иномарок удивительным образом уживается со стремлением “пересесть” на “настоящий” автомобиль и получить “право” ездить в аналогичном стиле…
Можно было бы продолжать и продолжать описание специфических особенностей Автоценоза как социальной структуры, однако это мы сделаем чуть позже, пока что ограничимся констатацией следующих фактов:
Итак, мы стоим на пороге малоизученного необычного мира в позе любознательного исследователя, пылая жаждой познания этого мира, и в глубине души надеясь, помимо чисто научного любопытства, извлечь из этого некоторую практическую пользу.
Позволю себе привести некоторые выдержки из Свода Правил Исследователя Других Миров:
Таков неполный список правил, соблюдение которых позволит Вам быть объективным и беспристрастным, каковое условие является непременным как для обеспечения “чистоты эксперимента”, так и для Вашей собственной безопасности. Для тех, кто захочет сменить погоны “рядового исследователя” на лычки “сержанта-исследователя”, нелишне было бы предварительно ознакомиться с блестящими Законами Мэрфи (например, на http://brain.botik.ru/cookml/murphy.htm).
Для предстоящих исследований наш
социокомпьютер выбрал из числа аборигенов
Автоценоза десяток-другой замечательных
типажей. С одним из них нам и предстоит сегодня
совершить первую вылазку.
Применив метод научного “тыка”, мы выбрали
водителя-любителя по имени Юз, который оказался
довольно симпатичным смышлёным парнем с живым
взглядом и открытой улыбкой.
Итак, Юз садится за руль своей ВАЗ-2108 (это такое
транспортное средство, довольно симпатичное
снаружи, в меру удобное внутри; оно чем-то
неуловимо напомнило нам велосипед “Школьник”
из туманного детства), мы, кряхтя и стараясь
казаться меньше, располагаемся за его спиной, и
готовы трогаться в путь.
Психометрические приборы включены, звуко-, фото-,
видео-, теле- и ещё Бог знает какое оборудование -
тоже, в том числе новейшее, специально созданное
для местного региона исследований,
лингвокорректирующее устройство:
Преобразователь Непарламентских Выражений
ПНВ-1А, который нам настоятельно рекомендовали в
Центре как незаменимое приспособление,
позволяющее отделять информационные зёрна от
плевел и преобразовывать краткие и сочные
наименования эмоциональных макросов на куда
более сухой и скучный язык психологических
терминов и определений.
Юз поворачивает ключ в замке зажигания, и, явно
вопреки его ожиданиям, авто заводится с
пол-оборота <<приборы отчётливо регистрируют
смену напряжённо-неуверенного состояния на
нечто близкое к самодовольному блаженству>>.
Все мысленно перекрестились, и - в путь!
Первая вылазка
Трогаемся мы не сразу. Надо
прогреть мотор. Юзу не слишком нравится эта
процедура, секунды становятся всё длиннее и
складываются в минуты всё менее охотно; поэтому
Юз стремится сократить неприятную процедуру до
минимума, и трогается, хотя температура едва
достигла 20 градусов. Машина (её зовут Лаура)
выражает своё недовольство тем, что “не хочет
ехать”, пытается дать понять, что ей “надо
проснуться”, однако Юз привычным движением
(“…Кто в доме Хозяин?!..”) впрыскивает ей дозу
“успокоительного”, слегка вытянув “подсос”, и
Лаура смиряется. Выбираемся из двора, без происшествий проезжаем несколько перекрёстков, и подкрадываемся к Одной Из Лучших Дорог В Мире И Окрестностях - легендарному МКАДу. Въезд на МКАД охраняется, по-видимому, давним кровным врагом Юза, поскольку последний, завидев предпоследнего, процедил скозь зубы нечто невразумительное, но начисто лишённое доброжелательной окраски. Впрочем, в благоразумии Юзу не откажешь, проехали мы мимо бдительного стража со скоростью, предписанной ПДД, скорректированной Понятиями Автоценоза на 10 км/час (догадайтесь с трех раз: в плюс или в минус?…:-) Набираем скорость на полосе разгона и вливаемся в поток. Юз быстренько смещается во 2-й слева ряд и ищет возможность перебраться в заветный 1-й. Строго говоря, мы никуда не торопимся, на вопрос, зачем нам 1-й ряд, Юз отвечает, пожав плечами, лаконично: “Привычка!”. Такая мотивировка кажется нам малоубедительной, и Юз поясняет, что, во-первых, левый ряд на МКАДе - самый быстрый, во-вторых, отпадает необходимость поминутно перестраиваться, в третьих, в этом ряду… …Тут Юз, бросив короткий взгляд в зеркало, делает круглые глаза и кидается во 2-й ряд, явно подрезав мирный М-2141 и оттормаживаясь перед “Газелью”; мимо нас гордо проносится большой чёрный джип,… нет, не джип - “джипище”, неплохо иллюминированный, прикрывающий своими широкими бёдрами Ауди-100, в которой двое пассажиров наперебой упиваются сознанием собственной значительности. Едва пропустив джип, Юз метнулся обратно в левый ряд, не обращая внимания на отчаянно мигающую фарами ВАЗ-2104, идущую за джипом в 30 метрах с той же, что и джип, скоростью. “Угу, обморгайся!…” угрюмо бормочет Юз. “Зато у нас теперь есть Лидер, чтобы распихивать “чайников”… …Да ещё и бесплатный “антирадар”…”. Юз улыбается, довольный своими удачными действиями, но тут обиженная им 2104, улучив момент, обгоняет нас справа и застраивается не менее бесцеремонно, чем Юз перед ним 16 секунд назад, а заодно смещается чуть левей накатанной подсохшей дороги в жижу около разделителя, значительная часть которой перекочёвывает на наше лобовой стекло. “Во гад, а??!!…” - реагирует Юз, мгновенно меняя благодушное выражение лица на такое, что мы безоговорочно верим: попадись ему водитель 2104 в тёмном месте - Юз нанёс бы ему несколько десятков рваных ран консервным ножом, р-р-растоптал бы безжалостно, после чего долго и с наслаждением глумился бы над бренными останками… Но - увы, пока Юз борется с грязным стеклом, “четвёрки” уж и след простыл, а сзади нас “подпирают” очередные “баловни судьбы” - на БМВ… Интересно
наблюдать, как Юз перестраивается: он включает
поворотник практически одновременно с началом
перестроения. |
Регистрируем плавно нарастающее лёгкое раздражение Очевидно, Юз не в курсе, что прогрев двигателя - важная процедура, напрямую влияющая на ресурс мотора "двойная ошибка"… движение с непрогретым двигателем и приоткрытой воздушной заслонкой ("подсосом"), особенно если такие действия "привычны" - отличный способ уменьшить пробег машины до первой разборки двигателя этак на 30.000 км <по данным "Al_Lab">. Впрочем, мы отвлеклись впоследствии, обрабатывая показания приборов, мы выяснили, что смена "сдержанно-вежливой настороженности" на "холодное презрение" произошла аккурат в тот момент, когда наше авто пересекло сектор обзора работника ГИБДД единственное слово, произнесённое Юзом в адрес гаишника, было "Блин", однако ПНВ-1А истолковал его как комплекс довольно сильных эмоций, окрашенных в основном в цвета, применяемые для антикоррозийной защиты характерной особенностью Автоценоза является "центростремительная сила", действующая практически на всех Объектов и заставляющая их держаться по возможности ближе к осевой линии дороги, или в крайнем левом ряду. Сила эта прямо пропорциональна скорости движения объекта и степени его возбуждения, и обратно пропорциональна положению авто в таблице, где первые строки принадлежат Феррари, а последние - самоходным механизмам отечественного производства отметим, что согнавший Юза джип практически не вызвал у него эмоциональных всплесков, зато "четвёрка", находящаяся в Юзовской "табели о рангах" строчкой ниже "восьмёрки", искренне возмутила его "нарушением субординации" нам живо вспоминается блестящий фильм "Кин-Дза-Дза"( http://kin-dza-dza.etel.ru/), и мы полагаем, что, подобно одному из главных героев, Юз попросту не смог бы "…жить в обществе, где нет цветовой дифференциации штанов…"
моделируя различные варианты поведения Юза, выясняем, что наиболее безболезненным способом избежать опасного нервного напряжения было бы пропустить "четвёрку" и выползти в левый ряд следом за ней стараемся, чтобы Юз не заметил нашего восхищения техничными действиями водителя "четвёрки", и с грустью констатируем, что психотерапевтический эффект от его действий - нулевой
Статистика показалась нам
удручающей, но небезнадёжной, однако, анализируя
мотивации испытуемых, мы выяснили, что оба
водителя из “здорового меньшинства” попросту
“прозевали” возможность “захлопнуть дверь”:
один из них был увлечён беседой с очаровательной
спутницей, а второй героически боролся с упавшим
между ног кончиком горящей сигареты.
Наверное, более разумной
разметкой можно было бы разделить полосы разгона
и торможения, однако, это не всегда возможно… |