Вторая вылазка

Сегодня мы опять катаемся по МКАДу, но - с новым водителем. На сей раз объектом нашего изучения будет 62-летний Гм, ничем не примечательный мужичок с губами, навсегда сложенными в горькую складку, и обидой на весь мир, глубоко сидящей в глазах. Он скептически окидывает нас взглядом, демонстративно вздыхает и садится за руль «шахи», легендарной машины, ещё совсем недавно безраздельно царствовавшей в умах и сердцах молодёжи ОЗТ «Эсэсэсэр», реализовавшего удивительную модель общественных взаимоотношений, где, с одной стороны, была абсолютная уверенность в завтрашнем дне, а с другой - существовала чёткая градация уровня благосостояния, отражаемая маркой автомобиля, причём доступный ассортимент был легко перечисляем по пальцам и посему делил членов тогдашнего Автоценоза точно и чётко, со звуком падающего топора мясника, на «касты» с присущими им «привилегиями» и «ущербностями».
Наш Гм очень хорошо помнит то сладкое время, в которое его авто-статус был существенно выше среднего, и не жалует нынешний политический режим не столько за снижение своего социального уровня, сколько за то, что он (Гм) был безжалостно отброшен в нижнюю часть «табели о рангах», оттеснённый напористыми владельцами Ауди, Фордов, Фольксвагенов или, на худой конец, Дэу или Шкод.
Включаем экранирование, и Гм перестаёт замечать наше присутствие.
На МКАД мы выползаем без приключений, перестраиваемся последовательно и плавно во второй слева ряд, в котором и едем минуты две, никому не мешая. Торопиться нам некуда, задача - замкнуть круг за 1/12 местных суток - не предполагает спешки и суеты.
Нас настолько заинтересовал МКАД, который поставляет не только интересный, но и «чистый» материал, свободный от разного рода сопутствующих факторов, усложняющих анализ поведения Объектов, что мы решили задержаться здесь ещё на несколько «вылазок».

Забавно: изучая историю здешней цивилизации, мы обратили внимание, что во все времена наиболее продвинутые аборигены то и дело пытались найти способ разделить физический и духовный аспекты существования личности. Спектр опробованных вариантов был весьма широк - от отшельничества до тантры; цель - возможность развиваться духовно, отвлёкшись от грубой материальной составляющей бытия.
В каком-то смысле СССР был, похоже, уникальной массовой реализацией этой идеи, создав все необходимые условия для духовного развития: минимально достаточное жизнеобеспечение, масса свободного времени, стабильные Правила… Надо будет поглядеть на досуге, многие ли воспользовались ситуацией…

 

 

…Итак, едем во втором ряду. Скорость - 100. Перед нами - КамАЗ, доверху нагруженный белыми плитами, именуемыми на местном наречии «пенопласт». До него - почти 100 метров, однако приборы уже регистрируют его раздражение, которое, как выяснилось, является следствием несложных расчётов, заключающихся в умножении тонно-километров на стоимость единицы этого показателя; результат, получающийся в рублях, не удовлетворяет водителя, и он снова и снова пытается образумить непреклонные цифры.
Забавно, но источник раздражения - не столько сам результат, сколько его повторяемость…
Заметим, что на этом участке МКАД скорость ограничена 100 км/час.
Пропустив парочку быстрых «японок», Гм перестраивается в левый ряд (почему-то не включив поворотник), и неспешно обгоняет КамАЗ, скорость которого ненамного ниже нашей. Тем временем нас догоняет Фольксваген, отчаянно мигающий фарами ещё за 100 метров до нас. Нам - некуда деться, и Фольксвагену приходится оттормаживаться до нашей скорости примерно со 150. Надо сказать, что Гм увидел его достаточно вовремя, и первым его побуждением было «подкинуть газку», что он и сделал. Однако, КамАЗ - тоже «подкинул», а Гм тем временем, сделав над собой некоторое усилие, приотпустил акселератор, бормоча: «Потерпишь…L …мы и так идём 110, я из-за тебя нарушать не намерен…». На вопрос, почему не включил, Гм пожимает плечами: «Дык, некому моргать-то!…»

Ну, разумеется, водителю не хочется терять темп: тормозить, потом опять разгоняться…


Что и говорить, первое побуждение - искреннее и доброжелательное…


Удивительно массовый и стойкий условный рефлекс: препятствовать обгону увеличением скорости…
Так мы и «пилим» сколько-то до-олгих секунд, в течение которых КамАЗ упирается в М2141 с прицепом, гружёным «вагонкой», и явно строго соблюдающего скоростной режим; таким образом, возможность освободить полосу Фольксвагену откладывается на неопределённое время. Гм явно нервничает, однако гнёт свою линию, и медленно опережает КамАЗа, Москвича, автобуса перед Москвичом, ещё одну фуру перед автобусом, - с удивительно стабильной скоростью - 106 км/час.  

А вот здесь Гм уже «качает права»! Причём, в соответствии с ПДД.

Надо отметить, что Гм, несмотря на раздражение, включил правый поворотник, ещё обгоняя дачника, демонстрируя своё намерение «уйти с полосы при первой возможности». Однако его «намерения» несколько демонстративны, и в глазах водителя Фольксвагена, «висящего» у нас «на хвосте» на расстоянии 12 сантиметров, явно выглядят настоящим издевательством. Он мечется то вправо, то влево, высматривая «щель», куда можно было бы протиснуться, не столько, впрочем, чтобы сделать это, сколько чтобы подстегнуть Гм к более активным действиям. Приборы регистрируют крайнюю степень раздражения нашего преследователя, уже перешедшую грань безопасной; тем не менее, мы, сдержав побуждение послать ему несколько успокаивающих гиперментальных импульсов, продолжаем наблюдать за развитием событий, ощущая неприятное увлажнение ладоней.
Всему когда-нибудь настаёт завершение, мы находим, наконец, просвет во втором ряду, и Гм оч-чень плавно туда застраивается. Фольксваген, потерявший остатки терпения, «втискивается» между нами и бетонным разделителем (сэкономив не менее полутора секунд до начала ускорения), прежде чем мы покинули полосу, впритирку опережает нас, и делает довольно резкое движение рулём вправо, едва не лишив нас переднего, а себя - заднего бамперов. Гм и бровью не повёл, лишь процедил: «Ну-ну… шустрик!…:-(( »
Забавно, но пока мы «толкались» в левых рядах, нас совершенно беспрепятственно опередило по меньшей мере 4 автомобиля по правым полосам. Нарушая ПДД, однако в полном соответствии с Понятиями Автоценоза, они заблаговременно оценили бесперспективность участия в описанном действе, и предпочли действовать в соответствии со своим здравым смыслом, сэкономив нервы свои и окружающих, сохранив выбранный скоростной режим.
Вполне оправданное действие. Выглядит «демонстративно» лишь на фоне отсутствия динамики разгона, нежелания проявить предупредительность. Это естественное побуждение воспитанного человека считается здесь не то, чтобы «зазорным», - скорее, проявлением «слабости», чуть ли не «унижением своего достоинства»…

Наверное, повод для раздражения у водителя Фольксвагена есть, вопрос в том, соответствует ли степень возбуждения причине, его вызвавшей. Вообще, раздражение - авторезонансный процесс: оно провоцирует Объект на неразумные действия, неадекватные ситуации; эти действия, в свою очередь, усиливают раздражение, и так далее…

А такого рода, весьма распространённые, действия носят название «лечение». Очевидная бессмысленность такого манёвра, сопряжённая с искусственным созданием аварийной ситуации, имеет лишь одно слабое оправдание - снятие стресса «лечильщика». Сам же «лечильщик» считает, что преподносит «урок», который «пациенту» - только на пользу. Отвлекаясь от «преступности» действий самозваного лекаря, отметим, что эти действия по сути могут быть классивицированы только как «бытовое хамство». Удивительно, но в быту этот самый водитель (мы не поленились отследить) - чрезвычайно воспитан и требователен к себе; более того, взгляд на аналогичные действия со стороны вызывает у него резко негативную реакцию. Парадокс!...
Мы удовлетворили своё любопытство, отследив (схематично) дальнейшую «судьбу» участников описанного эпизода: Фольксваген, прежде чем улеглось его раздражение, вёл себя на дороге весьма агрессивно еще добрых четверть часа, и успокоился лишь будучи «обморган» и «согнан с полосы» ещё более быстрым Объектом (использующим ту же тактику езды по МКАДу и, вследствие этого, раздражённым ничуть не меньше); водитель КамАЗа, наблюдавший за нами с любопытством зрителя корриды, ушёл восвояси в третий ряд с лёгким чувством разочарования, и вернулся к своим расчётам; обогнавших нас по правым полосам водителей нам не удалось засечь вовсе - они практически не излучали эмоций.
Гм мрачно, но недолго переживал эпизод: его внимание привлек автомобиль с неплотно закрытой водительской дверью. Гм с таким энтузиазмом объяснял жестами, губами и глазами соседнему водителю, что у того не всё в порядке с машиной, что едва не «привел» его в фаркоп впереди идущего автомобиля. Лишь после этого, с досадой махнув рукой, со словами: «Чайник - он и есть чайник!…», - он вернулся к своему обычному состоянию Бдительного Гражданина Автоценоза.
Больше ничего примечательного в этот день не произошло, и мы принялись систематизировать полученный материал, придав бровям строгие и «объективные» выражения.
Отметим, что чем быстрее движется объект, тем больше у него поводов для раздражения: увеличивается и количество помех, и их «качество».

Бороться с раздражением можно не менее чем двумя путями, причём лучше - одновременно: улучшением самоконтроля - с одной стороны, и изменением тактики вождения - с другой. Попытки же изменить окружающую среду - обречены на провал.
Заслуживает внимания и тот факт, что любой дорожный инцидент не исчерпывается по его окончании, а тянет за собой длинный «шлейф» в виде неадекватного состояния водителя.

Что ж, есть пища для размышлений:
   1. Что главнее: ПДД или здравый смысл?
   2. Почему обыкновенное бытовое хамство - в Автоценозе вроде бы и не хамство вовсе?
   3. Почему «лечильщик» не отдаёт себе отчёта в том, что «лечение» - не просто противоправное действие, а попытка непредумышленного группового убийства?
В следующий раз «примерим шкуру лечильщика» на себя - любопытно!…:-)

вернуться