Урок 9

Анатомия

        Самым интересным объектом во всей многоступенчатой системе покупки американских машин безусловно является человек, пытающийся выхватить из бескрайнего многообразия предлагаемых к употреблению автомобилей тот, который будет отвечать всем его запросам - форме, содержанию и цене.
        Неправда, что американцы умеют считать деньги, а русские - нет. Другое дело, что система подсчета наличности у наших людей перевернута во внутренностях с ног на голову. В результате, сердцем и мозгом товарообменной операции всегда является цена, а качество товара находится где-то на задворках организма и напоминает по своей важности функции аппендикса или копчика. Поиск более дешевых товаров же в США, являющийся чуть ли не национальным видом спорта, напротив, никогда не производится в ущерб качеству.
        Избалованные за последние годы всевозрастающей дешевизной машин, предопределенной и раскрытыми настежь границами, в громадные дыры которых проникает все, что угодно, и вопиющей по размерам коррумпированностью таможенных и правоохранительных органов, и бездарной (или гениальной?!) по своей природе системой таможенных платежей и льгот, отечественные homo sapiens приучились не платить там, где надо бы это сделать, и наоборот, - платить там, где вообще не следовало доставать “из широких штанин” кровно заработанные или награбленные денежные знаки. “Дешево и сердито” - вот определяющая формула, въевшаяся в наши извилины со времен кургузых демисезонных пальто фабрики “Заветы Ильича” и ботинок “Прощай, молодость”, и вызывающая тромбы в сосудах и ущемление нервных окончаний при виде цен на “Boss” и “Версачи” даже если физически данные изделия достижимы. Долгие годы относительной бедности приучили население к суровой экономии на себе самом, апогеем которой является туманящее рассудок сладкое слово “халява”, и по этой причине наши люди травятся водкой за пятнадцать рублей, пренебрегая качественной за тридцать, мучаются от язвы, увлекаясь дешевыми кошачтье-собачьими кулинарными изысканиями, мерзнут в одежде “на рыбьем меху”, слушают музыку, раздающуюся из китайского магнитофонного утиля и ездят на иностранных машинах, чьи внутренности навевают своей экспрессией ассоциации с шедевром Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. И если потребителей дешевых продуктов питания и ширпотреба можно понять - к этому их толкает социальное положение, то покупателей машин… Ну, да ладно, дело хозяйское.
        Через наши руки прошли сотни клиентов, и хотя каждый человек имеет свои психические, умственные, нравственные, этические и прочие особенности, столь большой статистический массив позволяет систематизировать это общественное явление, разложить его на составляющие. Возможно, это не вызовет существенного интереса, но, думаю, даст еще одну крупицу знаний об исследуемом предмете. Мне представляется правильным разбить всех покупателей на следующие категории.

        1. Хитрецы
        Эта категория покупателей машин не только отличается повышенной чувствительностью к “халяве”, но умеет заставить эту халяву работать. Они, как правило, уже выбрали конкретную марку и саму машину тоже. Определившись с выбором представители данной категории начинают массированную информативно-поисковую работу.
В частности, конференции “автомобильного интернета” заваливаются бесхитростными на первый взгляд вопросами - “а стоит ли брать?”, “подскажите, кто “юзал?”, “а за столько-то недорого?”. Собрав таким образом первичную информацию, они разветвляют сеть поиска - начинают объезжать конкретных продавцов из “ИРВР” или других изданий, “прохватывают” на искомом автомобиле за счет продавца, пытаясь выжать из машины максимум ее возможностей и, обещав “позвонить”, связываются наконец-то с перегонщиком. Получив определенную информацию от дилера, который вынужден тратить на них массу времени, и увязав ее с ценовой политикой, хитрые и умные делают для себя вывод и покупают или отказываются от того, что давно присмотрено… Отличительной особенностью данной категории является уже имеющийся сносный автомобиль иностранного производства, широкая осведомленность в различных технических и организационных тонкостях сделки, пренебрежительное отношение к дилеру, отсутствие свободного времени и реального интереса к возможным снижениям цены и дополнительных услугах, очки и сотовый телефон… У опытного перегонщика данный контингент угадывается уже с первого взгляда или первой строчки в e-mail, переговоры с ним не ведутся, а вежливо игнорируются.

        2. Полотеры
        К этой категории я бы отнес покупателей, имеющих представление о машине, которая им нужна и располагающих определенной суммой на ее покупку. Основным их желанием является сэкономить при покупке, как можно больше средств ни на грамм не отойдя от своих потребностей. Какие-либо доводы дилера, даже подкрепленные документально, не способны подействовать на данных людей. Основным кредо у них является положение, что “такую же друг купил (продают, предлагают в газете, видел на рынке и тд) за…”. Однако, обладая определенным упрямством и думая, что дилер нарочно “держит цену”, полотеры многократно обращаются к нему в надежде, что он эту цену “опустит”. Предлагаемые варианты с понижением цены за счет уменьшения опций или пробега во внимание не принимаются и не рассматриваются. В 90-процентах случаев, полотеры не отказываются от покупки, а промучав перегонщика в течение N-ного количества времени куда-то исчезают. Интересно, что очень часто представители данной категории берут-таки машину в России вдвое-втрое дешевле, попадаясь на ворованных автомобилях или покупают отечественную машину. Процент полотеров, все-таки заказавших машину у перегонщиков очень мал и составляет 5-10 процентов. Отличительными особенностями этих покупателей является наличие “Жигулей”, средний коммерческий доход, слабое представление о технических особенностях “избранника”, дотошное уточнение мельчайших деталей предполагаемой машины и организации сделки, калькулятор в кармане, большой количество свободного времени, пыжиковая шапка, отсутствие очков…

        3. Мудрецы
        Мудрецы сами дают объявление о желании пригнать искомую машину и ждут предложений, которые тщательно сортируют по ценам и другим показателям. Так как на их объявления откликаются не столько перегонщики, сколько люди, имеющие машину в наличии, они, как правило, называют свою предельную цену, которая выглядит абсолютно смешной. На предложения отвечают высокомерно, что обусловлено большим количеством вариантов. С помощью своего способа машины покупают редко, а чаще приобретают их на рынках или с рук по объявлениям, которые изучают параллельно своему методу. В основном пытаются купить очень дешевую старую машину. Перегонщикам мало интересны, поэтому об особенностях сказать что-либо определенное трудно. Мудрецами я их назвал потому, что никак до конца не могу понять - зачем им это нужно?!

        4. Темнота
        Люди дорвавшиеся до некоторых денег и желающие поднять свой престиж в глазах окружающих. С трудом представляют себе - что же они хотят и объясняют это обычно жестами, а не словами. При получении предложения относительно той или иной модели задают один и тот же первый вопрос - “а сколько она жрет?”. Информацию о формировании цены и организации покупки и доставки начинают воспринимать только с пятого раза. Обычными вопросами у этого контингента являются, например, такие - “а таможню нельзя сделать поменьше?”, “Хельсинки - это Белоруссия?” и “хочу “Мондео”, но из Америки”… Узнав окончательную цену и, видимо, поохав дома и обсудив с женой, что “этим дельцам нас не обмануть”, бегут на рынок, где покупают совершенное дерьмо за три-четыре тысячи. Отличительные особенности - бедная лексика, наличие “Москвича” или классических древних “Жигулей”, которыми они управляют в шапке, полное презрение к автоматической трансмиссии и кондиционеру, вера в светлое будущее и тулуп на овчине…

        5. Гонщики
        Гонщики - это достаточно молодые люди, которым кажется, что мощность и “навороченность” автомобиля являются беспредельно развивающейся субстанцией. Интересуются только машинами с турбинами, 4х4, и с какими-то немыслимыми наворотами, но оценивают их сами по стоимости стандартных. Знают все лучше дилера, козыряя индексами моторов и данными VIN направо и налево. Великие теоретики. Никогда ничего не заказывают и ездят, обычно, на раздолбанных “зубилах”.

        6. Крутые
        Люди, которым надоело шарахаться на “левых” джипах от каждого милиционера. Как правило решают вопросы быстро и никогда не пользуются услугами по перегонке и таможне, предпочитая все это делать сами. Хорошо ориентируются в реальных ценах на машины, никогда не берут автомобили с большими пробегами и минимумом опций, в связи с чем искать для них автомобили очень легко и заказы выполняются быстро.

        7. Женщины
        В подавляющем большинстве женщины полностью полагаются на дилера, зачастую даже не определяя марку автомобиля, а лишь оговаривая его окончательную стоимость и некоторые необходимые аксессуары - цвет, АКПП, кондиционер, размеры. Практика показывает, что такой “наплевательский” подход приводит к подбору наиболее сбалансированных по формуле “цена-качества” машин, что обусловлено неограниченными возможностями выбора. Отличительными особенностями данного контингента являются работа в банке или в коммерческой структуре, отсутствие мужа, наличие дачи, презентабельность и чувство юмора.

        8. Родственники и друзья
        Все то же, что и п.7, но за меньшие деньги L. К тому же родственники предполагают, что пригнанные машины поставлены на вечную гарантию, и хотя ломаются они крайне редко - это создает определенные неудобства.

        Кроме указанных категорий можно выделить еще несколько мелких, куда входят: Трусы - люди, которым хочется иметь нормальный автомобиль, но страх отдать деньги в чужие руки перевешивает здравый смысл; Фраера - просто трепачи на заданную тему; Холерики, не способные прожить несколько недель без машины; Демагоги - непонятно чего желающие люди, но усиленно предпочитающие европейские аналоги; Микромоторщики - клиенты, мечтающие купить “такую же, но с двигателем 1.6” и тд.
        Поверьте, “перелопатить” такое количество народа, чтобы встретиться с нормальным клиентом непросто, поэтому я и создал этот “урок”, - с одной стороны в помощь перегонщикам, а с другой, чтобы люди, относящиеся к указанным категориям иногда задумывались над вопросом: я тут поломаю комедию, ибо мои истинные интересы другим недоступны…

[Следующий урок]