Урок 10

Политэкономия

        С момента предыдущего урока прошло немало времени. Обрушившийся на страну очередной кризис августа 1998 года, выраженный очередным очкастым «теоретиком» в стиле - «ну, а что ж вы хотели?», практически перечеркнул весь предыдущий курс обучения по данному вопросу и чуть не вырвал с корнем «средний класс», который и является основным потребителем автомобилей, не имеющих на капоте эмблем «ВАЗа» или «ГАЗа».
        Резкое обнищание народных масс привело к похожей на истерику скупке за копейки резко подешевевших тольяттинских и нижегородских шедевров автомобилестроения. Причем, их производителям даже не пришлось сильно напрягаться в эволюции своих транспортных средств, так как цена новой машины и повсеместная дешевизна ремонта и запчастей насмерть убивала любые происки иностранных оппонентов. Не беда, что у новых «десяток» коробки передач ходили меньше 20 тысяч км, старинный, как Храм Василия Блаженного двигатель, (даже инжекторный) не выдерживал ни критики и разваливался на пятидесятой тысяче, а комфорт остался на прежнем уровне, напоминая интерьер и «опции» тюремной камеры. Вновь нагло обворованный народ выгребал из заначек чудом уцелевшие доллары и сметал залежалые запасы «зубил» и «классики» по абсолютно ненормальным, смешным ценам и радовался удачному приобретению, иллюзорно упавшему в цене на 4-5 тысяч.
        Между тем, время брало свое. Люди постепенно очухивались от очередного нокаута, придирчиво осматривали не вылезающих со станций техобслуживания, покрашенных без грунта коней, второпях пригнанных из Сызрани и Тольятти и начинали задумываться о бренности всего земного. Да и производители не сидели, сложа руки, по крупицам, но уверенно накидывая цену на собираемый ими металлолом. В определенной степени, подножку отечественному автопрому, не позволившую вычеркнуть из памяти населения томные воспоминания об уюте салона и тишине мотора, подставил и таможенный комитет. Он, правда, искоренил льготы по таможне 3-летних машин, но за то ввел вполне разумный обобщенный налог. Теперь, для «растаможки» машины с объемом до 2.5 литра не требовалось сложное сложение астрономических сумм с заглядыванием в «Шваке», а стало достаточным умножение кубических сантиметров на 0.85 евро, которое, к слову, тоже преклонилось перед долларом. Двухлитровый автомобиль, таким образом, сегодня проходит таможенную очистку, примерно, за 1600 полнокровных «вечнозеленых», что, вообщем-то, можно считать нормальным. Да и 1.4 евро за «кубик» не сильно испугал любителей многолитровых монстров.
        Правда, государство и в этом случае создало некоторые кордоны. Чтобы платить такой таможенный платеж хозяин должен лично, «хоть тушкой, хоть чучелом», но присутствовать при трогательном моменте пересечения его транспортным средством государственной границы.
        И вот, после «мертвого сезона», на рынке иностранных машин появилось некоторое оживление. В основном, интерес к автомобилям с незалипающим игольчатым клапаном карбюратора, неразваливающимися перегородками поршней и незакисающими термостатами возобновился в пределах хоть и растасканной на «страны СНГ», но по-прежнему необъятной Родины. Хозяева купленных в докризисную эпоху «иностранцев», вычесав с досады все места тела все же смирились с их явной неликвидностью по прежним ценам и начали отдавать поизносившихся друзей по-дешевке. Одновременно создалась ситуация, когда на внутреннем рынке, куда два с половиной года, практически не поступали машины из-за кордона купить, пусть и не очень дешевый, но хорошо сохранившийся автомобиль стало весьма проблематично. Парк пригнанных до кризиса машин изрядно измочалился, насобирал дубов и отбойников, проржавел на отечественных хлоридах и стал представлять из себя довольно жалкую картину времен послевоенной разрухи.
        Впрочем, это уже не останавливало людей с ослабленной нервной системой, изрядно намыкавшихся в заложниках у «росавтопрома» с гарантией за свои деньги и курением на обочинах подле новоиспеченных «десяток» с обломанным вторичным валом КПП. Они все больше стали заглядываться на несвежих, но упорно и почти безотказно тянущих свою лямку представителей развитого капитализма.
        Вместе с тем, пока основная часть дезертиров из лагеря любителей «нового советского автомобиля» водила пальцем по газете «Из рук в руки» и моталась по рынкам в поисках не до конца убиенного зарубежного друга более проницательные и дальновидные автолюбители уже прикладывали запястье ко лбу в виде козырька и обращали свои взоры в сторону малость обветшавших, но все еще надежных кордонов государства. Они уже прикидывали очевидную несопоставимость прошедших «огонь, воду и медные трубы» автоэмигрантов, получивших российское гражданство пятилетку тому назад и млеющих в стерильных условиях «граждан» Европы и Америки. Этому способствовали и неурядицы в стане членов ЕЭС. Введение евро, уронившего марки и франки к начищенным ботинкам дяди Джо и небывалый рост цен на нефтепродукты, перегородивший в Европе автобаны и авторюты несогласными паникерами на грузовиках, тут же отразился на стоимости used cars, которые вместе с упомянутыми ранее таможенными поблажками стали вполне удобоваримыми. В дело вмешались и уже порядком забытые из-за склонности к «правым настроениям» японцы, доведя у себя на островах платежи на подержанные автомобили до таких несуразных размеров, что посетителям пагод и клубов каратэ стало выгоднее выкидывать на свалки чуть ли не только что сошедшие с конвейера «тойоты» и «ниссаны», не говоря уже об их продаже хоть за какие-то йены. При этом быстро адаптирующиеся ко всему неожиданному россияне моментально среагировали на это расточительство и принялись за сносные суммы переставлять японские рули в привычное российскому менталитету место салона.
        Надо сказать, что два с лишним года не прошли даром и в стане «инфраструктуры». Пополнились новорожденные «джанки», куда водители, неудачно управляющие неистово бьющими копытами и рвущимися на волю импортными лошадиными силами постепенно складывали завязанные в гармони лимузины. Нашли недорогие каналы поставщики «партса». Пожилые «дяди Вани» и молодые, не нашедшие применения своим силам инженеры на расплодившихся станциях техобслуживания постепенно научились за разумные деньги отличать автоматическую трансмиссию от кондиционера. А очередные подскоки цен на бензин и вовсе не смогли пошатнуть устойчивых к передрягам российских аборигенов.
        Для того, чтобы увидеть наличие тенденции к пересадке на иномарки, мне даже не пришлось сворачивать остатки мозгов в проведении заумных маркетинговых исследований. Однажды, прохладным осенним вечером, стоя у своего гаража, я поймал себя на мысли, что за последние полгода на «паркинг» прибыла только одна новая «зубила», в то время, как пусть потрепанные жизнью, но еще вполне жизнеспособные «ауди», «бимеры» и «тойоты» постепенно заполняют пространство стоянки, приводя в восторг сторожей, получающих за «иномарку» десять дополнительных целковых в сутки. Да и посетители нашей скромной ремонтной лавки, с плохо скрываемым ужасом рассматривая бумаженции с суммами, выставленными к оплате за отремонтированные коробки, моторы и подвески своих отечественных «тазиков с гайками» (Copyright by Малыш(093)) все чаще и чаще стали задавать наводящие вопросы по поводу «как бы оттуда?».
        Упертая Америка, как всегда что-то выжидает. Русские дилеры из Бруклина переметнулись на внутренний рынок, российские посредники сдаются без боя «немцам» и «швейцарцам». Оно, в целом, понятно. Огромные, четырех-шестилитровые монстры, преодолевавшие ранее таможню в сопровождении многочисленных льготников, услугами которых были исчерчены все полосы «Вечернего Нью-Йорка», безвозвратно потеряли былой спрос из-за невразумительных побочных расходов. Вполне приемлемые же малолитражки, изрядно напичканные «прибамбасами» все же уступают в цене своим «пустотелым» европейским братанам из-за значительных транспортных расходов и увеличенного «времени ожидания»... Что же может выручить «америкосов»? Более лояльные условия эксплуатации в условиях полицейского антискоростного произвола? Повсеместное использование в машинах automatic transmission и кондиционеров? Реальность пробегов и имевшихся повреждений с использованием системы Carfax? Почти стопроцентная гарантия невозможности получения машины, угнанной неделю назад с Ocean Pkwy?
        Едва ли... Дороги и в Европе что надо. АКПП и кондиционеры можно поиметь и поближе к родным пенатам. Пробеги, в конце концов, можно "отрегулировать" и в Москве, а Carfax не каждому доступен. Беспорядочные хищения транспортных средств у (и с помощью!) толстопузых бюргеров снизили свою актуальность из-за убыстрения получения информации Интерпола и большого сокращения ценовой «вилки» между ворованной и «честной» машиной.
        Другими словами, если исключить фанатов «чисто американских» автомобилей, то спрос на них вряд ли быстро повысится, хотя все что написано в предыдущих главах - верно.
        Какой же выход? Ждать повышения цен на машины в Европе и Японии - наивно. Бросить все к чертовой матери - как-то уныло... Создать конкуренцию? Но как?!
        Впрочем, безвыходных положений не бывает. Пути есть.
        Во-первых, не надо забывать, что в США есть машины, представляющие несомненный специфический интерес для России, которые в Европе «не водятся» или являются исключением.
        Например, Subaru Outback. Этому автомобилю нет аналога в Европе, а для России большой универсал с удобным для таможни 2.5-литровым мотором, приводом на все колеса, «полным фаршем» и сохранением всех лучших сторон Субару очень хорош. Вообще, я считаю Subaru оптимальным автомобилем для нашей страны - сверхнадежным, великолепно ведущим себя зимой, быстрым и комфортабельным. Между тем, 2.2-литровые Impreza и Legacy, ввезенные из США (правда, там нет турбированных моторов) стоят «на круг», примерно, на тысячу дороже «одноклассников» из Швейцарии, изведавших горы, имеющих мотор от 1.6 до 2-х литров и, как правило, довольно пустых внутри.
        Откровенно говоря, как-то смешно выглядят европейские внедорожники. Если отбросить очень дорогие «геленвагены», «лендроверы» и иже с ними, то перед нами останутся скучные и немощные «фронтеры» и «терраны». Есть, конечно «мазды», «паджеро», «раф-четыре», но они опять же практически не подвластны «среднему классу»... На этом фоне вполне убедительно выглядят 4Runner, Pathfinder, Sidekick, Rodeo да и не сказали последнего слова Blazer, Explorer, Cherokee...
        Совершенно необъяснимым (по крайней мере, с моей точки зрения) выглядит полное пренебрежение пикапами. Добрая половина населения США использует эти маленькие грузовички, но наш многострадальный народ упорно возит на крышах «жигулей» и на убогих прицепчиках «Тонар» двадцать клетчатых сумок на рынок, вагонку, мебель, листовое железо, бочки и батареи отопления. Между тем, моему отцу, «перевезшему» на полутонном, заднеприводном Mitsubishi (с АКПП и кондиционером!) весь построенный в деревне дом, даже в страшном сне не может прийти в голову использование для этих целей другого автомобиля. При этом, машина имела до пересечения океана 185 тысяч миль пробега, а за три года потребовала замены карбюратора (на карбюратор ВАЗ2108!), тормозных шлангов (подошли от VW), колодок и фильтров (от классического ВАЗа). Да, у нас есть «противовес» пикапам - Газель. Но давайте думать о том, что водитель - тоже человек...
        Убедительно выглядят в сравнении с европейцами «вэны» - и по цене, и, особенно, по комфорту. Только таможня и относительная «прожорливость» не дает развернуться шеренгам из Виндстаров (3.8 литра), Караванов и Вояджеров (3 - 3.3 литра), Аэростаров (3 - 4 литра)...
        Во-вторых, в борьбе за выживание с самими собой мы начисто забыли о традиционных американских формах продажи машин. А между тем, если lease у нас пока невозможен в принципе, то «трэйд» (получение, как части оплаты старой машины клиента) - невспаханное поле... Только этим нужно заняться.
        «Лед тронулся!» - восклицал Великий комбинатор.
        В Тольятти, Москве и Нижнем Новгороде еще долго будут выпускать давно изжившие себя морально «Волги», глазастые чудовища в форме «вэна» на базе... «Нивы» и никудышные «Москвичи», не спасаемые даже мотором «рено»... На этом безликом фоне, сопоставимые с ними по цене и стоимости обслуживания used cars будут требоваться с повышением спроса.
        Пока основная клиентура находится в ожидании, в зыбком равновесии, в нерешительности, но думается, что кто решится сегодня, только выиграет. ВАЗ еще поднимет цены, а находящиеся внутри страны иномарки еще больше устареют. Не удивит и какой-нибудь «фортель» таможни, напоминающей в своих чудачествах непредсказуемость невинной девушки. Не сильно понятной является и политическая обстановка... Все это может привести в равных долях вероятности и к закрытию рынка силовыми или просто глупыми мерами, и к подорожанию иномарок. Да и государство непременно будет поддерживать «отечественного производителя». а для этого есть только один путь - «не пущать» или не делать конкурентным в цене...
        ...Каждое утро в семь часов я сажусь в старенький, потрепанный жизнью Форд Эскорт. Изо дня в день он упорно возит и возит меня по жизни, изредка запрашивая свежего масла, фильтров, колодок. Мотор, отмотавший 200 тысяч км урчит и урчит под капотом, крышку которого я иногда открываю, чтобы долить жидкость в мотор опрыскивателя... Иногда, по вечерам, я катаюсь на отремонтированных машинах клиентов - новых, 16-ти клапанных «матрешках» и стареньких «девятках». Катаюсь и задаю себе вопрос - за что вы нас так?!

[Следующий урок]