Урок 3

Физика

        Потенциального покупателя автомобиля из США наверняка интересуют вопросы, связанные с его биографией и особенностями жизни до пересечения Атлантики. Самым важным из них несомненно является сохранность, состояние здоровья транспортного средства, ибо, согласитесь, нужно иметь явно выраженные проблемы с психикой, чтобы приобрести машину, на которой бесстрашный Стивен Сигал дубасил по горам и буеракам, догоняя поезд с маньяком, пуляющим из космоса по объектам народного хозяйства или стать обладателем авто, вляпанного легендарным и бессовестным Терминатором в дежурную часть полицейского участка. Вообще, многочисленные “шедевры” Голливуда заставляют в определенной степени делать поспешные выводы, что каждый второй автомобиль в США должен заканчивать жизнь с бомбой под днищем, таранить железобетонные препятствия или тонуть в водоеме. Но оставим в стороне фантастику, на которую так падки скучающие в повседневной жизни “янки” и попробуем разобраться в реальных условиях эксплуатации американских машин или, говоря языком физики, определим – какие силы и в какой степени действуют на машину, выползшую из детройтских ворот до момента ее погрузки на борт корабля в нью-джерсийском порту Elizabeth.

Условия, в которые поставлены, а точнее загнаны законодательством и полицейским произволом участники движения в США на самом деле необыкновенно далеки от кинематографических изысков. Конечно, Америка - не Люксембург и не Монако, где расстояния лучше измерять в сантиметрах, а обитатели земли, по ошибке открытой Христофором Колумбом, предпочитают жить не у ворот любимого завода и не в полумиле от опостылевшего офиса, а на определенном отдалении от места работы. Никого не пугают ежедневные перегоны в 30-40-50 миль, в течение которых американский обыватель успевает прослушать новости по радио, причесаться, позавтракать и даже просмотреть свежий номер “New York Times”, чему способствуют автоматические трансмиссии и более чем умеренное движение по хайвеям, строго-настрого ограниченное на Восточном побережье 55-ю милями в час (в Пенсильвании – 65-ю). Конечно и здесь находятся любители острых ощущений, которые не в состоянии сдерживать зуд в местах тела, тщательно прикрытых продукцией “Wrangler” и не способны понять – как можно тащиться на почти трехсотсильном “Корветте” по четырехполосой дороге с позорной скоростью, перекрываемую на МКАД пенсионером, управляющим допотопным “Москвичом”.

        Увы, гонки на магистралях и улицах США – дело почти безнадежное. Во-первых, большинство заокеанских автомобилистов категорически плюют на соблюдение правила “не занимай левый ряд при свободном левом”, в результате чего все ряды двигаются примерно с одинаковой, разрешенной правилами скоростью. Поэтому для того, чтобы насладиться мощностью мотора и свистом ветра необходимо всю дорогу исполнять слалом из ряда в ряд, чего терпеть не могут представители полиции, следящие за движением из всевозможных положений – с вертолетов, с радарами из-за кустов, на экранах телевизоров. И будьте уверены – если стражам порядка пришлись не по вкусу ваши манеры и быстрота передвижения, то шансов “отмазаться” у вас практически нет.

        Во-вторых, вся жизнь Америки замешана не на дружбе народов, любви к Отечеству или ненависти к врагу, а на добывании, сохранении и преумножении серо-зеленых бумажек по кличке “доллар”. Государственная машина, прекрасно осведомленная об этом идолопочитании у своих подданных, очень разумно властвует над ними не с помощью методов убеждения и принуждения, а беспощадно отнимая у несознательных, попирающих законы граждан как можно больше этих самых заветных бумаженций. Для этого хорошо платят полиции, предпочитающей жалование сомнительным подачкам. С этой же целью, каждый гражданин США имеет свой “сайт” в компьютерной сети, зайдя на который можно не заставлять его писать автобиографию. Поэтому, чрезмерное нажатие на педаль газа и вообще несоблюдение правил дорожного движения грозит вам не только штрафом, размеры которого геометрически пропорциональны степени вашей распущенности. В добавку к “тикету” вы получите и соответствующую компьютерную “bad records”, на которую в дальнейшем будут ориентироваться и полицейские, вновь изловившие вас за злоупотребления термином “свободная страна”, и страховая компания, поднимающая вам “иншуренс” и даже кадровик, к которому вы придете оформляться на работу. 95 процентов американцев являются людьми разумными, предпочитающими приехать на работу, на рыбалку, в гости или к любовнице не за полчаса с риском заполучить букет мелких, но накапливающихся в крупные неприятностей, а за 40 минут, но без оных.

        Поэтому физические величины, действующие на американские автомобили, хоть и являются достаточно длительными по времени, но очень слабыми по величине. Моторы гоняют поршни с огромным запасом, подвески на приличных дорогах не испытывают ни малейших нагрузок, трансмиссии не буксуют, а тормоза нажимаются три-четыре раза в день. Кузова, не нюхавшие соли и хлоридов тоже дышат полной грудью до достаточно глубокой старости. Нежелательные воздействия оказывают то и дело возникающие пробки (или, как их называют американцы - “траффик”), но, как пел Высоцкий – “их там не больше, чем в Москве”. Конечно, существуют такси, лимузины, машины, эксплуатирующиеся внутри городов, где движение хоть и ведется на рубеже 30 миль в час, но и дороги хуже и разгон-торможение происходит чаще, но преодоление этой проблемы уже не из области физических величин, а из другого раздела, к которому мы еще придем.

[Следующий урок]