Урок 6
Астрономия
Американская машина в
представлении обывателя очень похожа на звезду :
вот она сверкает в вышине и хочется протянуть
руку и снять ее с небосклона, но, увы, расстояние
до этого светила измеряется даже не в километрах
или милях, а в каких-то маловразумительных
парсеках или трудноосознаваемых световых годах.
Сухогрузы, привозящие машины с края земли
представляются космическими кораблями на
фотонной тяге, а люди, осуществляющие это
грандиозное мероприятие - космонавтами.
Действительно. Двадцатиминутная поездка
на лучшем в мире метро до найденного в газете
салона за “Жигулями” или чуть более длинная - на
машине до авторынка - позволяют обзавестись
автомобилем куда быстрее, чем многодневное
ожидание прибытия металлического пришельца с
далекой галактики по имени Америка, и не
связываться с нервным тиком и ночным
злоупотреблением валерьянки для погашения
нервных переживаний по поводу запущенных в
холодную неизвестность нескольких тысяч
“условных единиц”. Вместе с тем, имеется
значительная категория уравновешенных людей,
которые резонно считают, что процесс покупки
автомобиля не должен по своей стремительности
напоминать действия человека, застигнутого
острым расстройством желудка на улице, и время,
потраченное на ожидание искомой машины должно
быть прямопропорционально ее качеству и
высказанным пожеланиям.
Они готовы подождать некоторое время, но не
испытывать впоследствии «мучительной боли» за
напрасно выброшенные впопыхах деньги. А это
самое время складывается не только из реальной
возможности дилера решить все вопросы, связанные
с покупкой, но во многом зависит и от
импровизаций в заказе клиента.
Как правило, достаточное время уходит на
определение модели машины и «цены вопроса», но
настоящий отсчет правильнее вести с того
момента, когда на счету партнера в США появилась
обговоренная сумма, а в его e-mail - полная градация
предполагаемой покупки - марка, модельный год,
пробег, цвет, опции, двигатель, КПП и т.д.
Разумеется, чем шире запрос, тем больше требуется
времени на подбор и покупку машины. Одно дело,
если нужны широко распространенные Ford Taurus, Plymouth
Voyager, Dodge Neon, Nissan Maxima, Pontiac Bonneville, Mazda 626, Chevrolet Lumina, Jeep
Grand Cherokie, Ford Explorer в более-менее стандартной
комплектации и со свежим, только что
преодолевшим трехлетний таможенный барьер
модельным годом. На отбор и приобретение такого
автомобиля уйдет один-два дня. Но как только вкус
и желания клиента начинают напоминать буйство
фантазии Пикассо - это время многократно
увеличивается. Если разноцветных представителей
вышеуказанных (и многих других, конечно) моделей
выставлено на любом аукционе в количестве,
напоминающем численность самолетов на
американском авианосце, готовящихся к очередным
нападкам на зловредного Хуссейна, то розыски
некоторых машин напоминают дедуктивные
страдания Пуаро, Холмса и Пинкертона вместе
взятых. Представьте себе, например, Subaru Impreza Sport
Wagon 1996 года с пробегом до 30000 миль, с двигателем 2.2
литра turbo, AWD, светло-буро-малинового цвета, с
«ручной» КПП, электропакетом, белым кожаным
салоном, без кондиционера и при этом учтите, что,
вообще, машин этой японской фирмы на аукционе
бывает от силы 5-6 штук! Машина рано или поздно
найдется, но предсказать количество
затраченного на эти изыскания времени вряд ли
возьмется человек, даже слегка представляющий их
сложность. Каждая новая категорическая фраза в
заказе отсекает целую армаду кандидаток на
пересечение океана и, соответственно,
увеличивает время на поиск необходимого.
Разумеется, я ни в коем случае не
призываю «снизить потребности» и хватать «что
есть» - абсолютное право клиента на исполнение
собственного желания сомнениям не подлежит, но
желательно при этом отдавать себе отчет в том,
что при излишне «навороченном» заказе требовать
от исполнителей его мгновенной реализации
просто невозможно, а также помнить, что
увлечение, например, конкретным цветом кузова с
выдачей в дорогу таблички с одним из двух тысяч
колеров, позаимствованной со стенда Tikurilla для
прикладывания, как цветового эталона, к крылу
ожидаемого любимца резко уменьшает степень
выбора по другим не менее важным компонентам.
Опыт показывает, что обычно на подбор и
покупку машины уходит от одного дня до двух
недель, однако на этом время ее пребывания на
родине индейцев не заканчивается. Купленный
автомобиль, как правило, не отправляется с
аукциона прямиком в морской порт, ибо нормальные
дилеры совсем не заинтересованы, чтобы клиент
раскорячился вместе с ним посредине славного
города Хельсинки со сломанной шаровой опорой или
отказавшим термостатом. Поэтому клиенту
приходится еще подождать, пока его уже
состоявшийся друг пройдет диагностику, а при
необходимости и лечение на станции
техобслуживания. Одни дилеры совмещают перегон
машин с работой собственных сервисов, другие -
используют для этих целей чужие мастерские. В
любом случае обслуживание машины перед
отправкой подразделяется на два вида - ремонт,
без которого машина не может считаться
технически исправной и профилактика и доработка
по требованию клиента. Первый, как правило,
производится за счет дилера независимо от
степени неисправности - перегорела ли лампочка
освещения номерного знака или «сдохла» по пути
на станцию трансмиссия. Это - риск дилера и его
мастерство при выборе машины. Второй - это заказ
клиента, который желает , чтобы на машине
появилась новая резина, колодки, фильтры,
сигнализация, дополнительное оборудование,
тонированные стекла и т.д., а скрытые полости
автомобиля были радикально использованы под
склад «расходных» запчастей ( тех же колодок и
фильтров, свечей, проводов, ремней). Клиенты,
производящие на машине максимум манипуляций
никогда не проигрывают, ибо цены, скажем
качественной 14-тидюймовой резины в 250 долларов за
комплект с переборкой и балансировкой, масляных
фильтров по 2-5 долларов за штуку или свечей по 1.5
доллара, готовы убить наповал самого стойкого
автолюбителя, посещавшего хоть однажды по этим
вопросам московские автосервисы и магазины.
Пока машина комфортно висит на
подъемнике, ответственный за ее приобретение
связывается с клиентом, уточняя какие-то
возможно возникшие вопросы, готовит необходимые
документы и договаривается с перевозчиком о
сроках, когда тот заберет покупку, погрузит ее на
трак, доставит в порт и сдаст для погрузки на
корабль. Как правило, после покупки машины все
перечисленные операции занимают от 2-3 дней до
одной недели. Наконец, махнув на прощание носовым
платком и утерев им же предательскую слезу дилер
провожает, ставший ему уже родным автомобиль,
уезжающий на трейлере к палубе
трансатлантического корабля. Машина, попав в
порт в течение четырех дней обнюхивается
собаками, «пробивается» по многочисленным
компьютерным учетам после чего настает день,
когда сухогруз пугнув своим прощальным ревом
чаек отправляется к берегам Европы. Через пару
дней дилер получает от отправщика последний
документ - bill of lading -и, вызвав UPS или DHL, поручает им
вручить весь пакет в Москве в руки ожидающих.
На все эти операции, скрытые от взора
клиента, часто считающего, что чтобы купить
машину в США достаточно взмаха волшебной
палочки, уходит в среднем от двух с половиной до
трех с половиной недель и, в зависимости от
состояния нервной и сердечно-сосудистой системы
клиента - до двух упаковок валидола и одного
пузырька настоя валерианы. Однако, период
ожидания на этом не заканчивается, так как машина
перевозится не межконтинентальной
баллистической ракетой с двадцати минутным
временем подлета к цели, а неспешным пароходом,
бороздящим волны Атлантики в течение пары недель
до Германии или Голландии и, перегруженная там на
другой корабль - еще неделю до Хельсинки.
Столица Финляндии используется, как
перевалочная база на пути доставки не случайно.
По большому счету машину можно послать из США
куда угодно, включая Владивосток и остров
Мадагаскар, но все пути, кроме, финского имеют
свои очевидные минусы. Например, прибытие в
Санкт-Петербург предполагает незамедлительную
безрадостную встречу с российской таможней,
производящей свои разорительные манипуляции
непосредственно в порту. Получение машины в
Германии связано с длительным перегоном по
Польше и Белоруссии со своими дикими нравами,
простое в очередях на границе и проблемами с
получением шенгенской визы. Дорога же на поезде в
Хельсинки и на автомобиле обратно в Москву
занимает примерно 36 часов и не связана с
моральными и материальными переживаниями. Время
ожидания прибытия корабля используется для
формирования документов, оформления виз и
покупки билетов и пролетает обычно малозаметно.
В девяноста процентах случаев, сообщая клиенту о
дате прибытия машины в Suomi, приходится слышать
одно и то же восклицание - «уже!».
Итак, после наших астрономических
расчетов можно утверждать, что общее время,
затраченное клиентом от момента его решения до
встречи с долгожданным новым членом семьи в
среднем равняется промежутку в шесть-семь
недель. Безусловно, это является минусом для
американских машин, причем в нашей стране, где
экономическая ситуация меняется по три раза на
дню - минусом большим. Но перевешивает ли он
указанные на других уроках плюсы - решать не мне.