Урок 8

Математика

        Все предыдущие рассуждения и размышления не стоят обертки от «Сникерса» без реального представления о стоимости мероприятия по приобретению американской машины. Избалованные кризисом потенциальные покупатели машин умиротворяясь смехотворными ценами на тольяттинские шедевры и распродающиеся «с молотка» иномарки не первой свежести, заваливают Интернет желаниями забраться в просторное нутро автомобиля с Нового света за три-пять тысяч долларов. При этом в качестве обязательного условия выставляются бесперебойную работу узлов и агрегатов покупаемой машины, сравнимую с бесшумным и безукоризненным ходом «Ролекса». Наивность этой розовой мечты не выдерживает серьезной критики, ибо каждая вещь стоит своих реальных денег, а очередное катастрофическое падение курса рубля по отношению к доллару, которое в Москве ставит в тупик всех, от мала, до велика, в Нью-Йорке, в лучшем случае, вызывает лишь реакцию в виде трех строчек, появившихся на 48-й странице «New York Times». Поэтому доставляемый из США автомобиль не теряет в цене ни единого цента, если не считать удешевления микроскопических расходов, выраженных в столь любимых нашим населением «у.е.», связанных с его перегоном по территории России. Так что, оставим в стороне любителей острых ощущений от покупки в «стране кривых зеркал» «на грош пятаков», грандиозно освещенных Гиляровским в «Москве и москвичах», и предоставим им право рыскать в «паутине» компьютера или на страницах «автопродажных» изданий в поисках чуда… О печальных результатах таких экспериментов мы достаточно поговорили на прошлых занятиях.
        Каждый покупатель машины отталкивается в своем выборе не только от желаний, но и от своих финансовых возможностей. Поэтому предварительная математика является, пожалуй, одним из главных предметов, достойных нашего внимания. Берите калькулятор - начнем…
        В отличие от зудящего желания сразу же узнать - ну, сколько же стоит этот автомобиль, мы построим свой отсчет от обратного, для начала обсчитав все накладные расходы, связанные с его покупкой, ибо они являются стандартными и вычтенные из имеющейся на руках суммы, предполагаемой к «растрате», оставляют вам чистую цену машины из которой и стоит исходить при ее выборе. Итак.

  1. Постановка машины на учет в Москве обойдется с учетом мытарств со сменившей личину (но не сущность!) ГИБДД, возросшим дорожным налогом и прочими удивительными по своей надуманности расходами долларов в 200.
  2. Таможня, как величина меняющаяся и зависящая от наличия льготника, древности машины, объема двигателя и лояльности самих таможенников не может быть выражена в нашем уравнении константой. Поэтому давайте договоримся, что мы возьмем некоторую усредненную величину, позволяющую при ее внесении в кассу «пополнителей No.1” нашего абсолютно туманного бюджета считать ее абсолютно очищенной от этого бремя. Такой величиной, как показывает практика, является сумма в 3000 USD, которая колеблется в “плюс-минус” в зависимости от вашего выбора и путей ее растаможки. (3000+200=3200).
  3. Машину надо каким-то образом забрать в порту Хельсинки и «хоть тушкой, хоть чучелом» переправить поближе к дому. Представим, что вы собираетесь провести это мероприятие самостоятельно, но опираясь на помощь одной из многочисленных финских фирм, оказывающих вам действительно серьезную помощь на территории государства, некогда являвшегося княжеством Российской империи. Тогда вам придется заплатить - 30 долларов за визу, 100 - за билет на очень комфортабельный и чистый поезд «Лев Толстой», следующий по маршруту - Москва-Хельсинки, 150 - той самой фирме, которая выполнит за вас все необходимые операции, примерно 200 - за услуги финского порта, связанные с разгрузкой машины, ее хранением и т.д., 50 - за бензин до Москвы (при условии, что отправляющая сторона в США, как обычно, позаботилась, чтобы бак приплывшей машины был полным. Еще, рискну предположить, что вы не будете в течение 30-36 часов, достаточных на эту операцию, придерживаться строгой диеты и «проедите» еще долларов 20. Сложим? (3200+30+100+150+200+50+20=3750).
    Необходимо сразу оговориться, что рассмотренные нами пункты 1-3, могут выполняться и людьми, покупающими для вас машину в США, но за отдельную плату… Впрочем, ответственные перегонщики, всегда в счет своих комиссионных отслеживают прибытие машины в Финляндию, оформляют все необходимые документы, включая визу и билет на поезд, связываются с фирмой-помощником, и даже иногда провожают клиента на Ленинградском вокзале, сопровождая этот акт последними напутствиями и вручая напоследок инструкцию по дальнейшему поведению, начинающуюся словами: «Первое. Не напейтесь в поезде».
  4. Комиссионные расходы за покупку машины тоже колеблются в некоторых пределах, но в среднем, составляют 2000 USD. Учитывая, что за эти деньги проводится огромная организационно-практическая работа и гарантируется чистота истории и эксплуатации машины, соответствие ее внешнего вида и внутреннего содержания мечтам и чаяниям клиента, их нельзя считать чрезмерными. (3750+2000=5750).
  5. Отправка машины из США в Финляндию зависит от размеров присмотренного вами самоходного транспортного средства и составляет в среднем еще 1000, включая доставку машины в порт на трейлере. (5750+1000=6750).
  6. Внутренние расходы в США включают в себя аукционный сбор - в среднем 150, расходы на дилера - в среднем 200, бензин, оплату мостов и дорог, трейлера, привозящего машину с аукциона - все вместе - 100. (6750+150+200+100=7200).
  7. Предпродажная подготовка машины, которая в большей степени зависит от желаний клиента, может не учитываться, так как все вопиющие неисправности, если они имеются, устраняются дилерами за свой счет, а замена масла и колодок по своей стоимости столь смехотворны, что не требуют нашего внимания - включим их в комиссионные.

        Ну, что ж, вот мы и получили примерную сумму расходов, без учета стоимости самой машины - 7200 у.е. до, как говорят перегонщики, «номеров». Прежде, чем подойти к ценам на машины, позвольте мне вернуться в начало этого урока. Конечно, же данная сумма не является догмой - может производиться таможня на льготника, экономящая половину от выделенных нами трех тысяч, да и сама машина, даже растаможенная «в лоб», может быть и с маленьким мотором, и совсем не 1996 года выпуска, что тоже предполагает уменьшение таможенных ставок… И все же, хочу, чтобы вы задумались над вопросом - что должно толкать людей, продающих и покупающих (!), скажем, Chevrolet Caprice Classic, 1993 года за 6000 долларов?! Ведь даже привезенный самостоятельно и растаможенный по собственной льготе автомобиль потребует накладных расходов, которые будут составлять, минимум, 4000 долларов! Так, что? Крайняя необходимость, связанная с кризисом? Пацифизм и бессеребренничество? Трехлетняя «московская» эксплуатация, выжавшая из машины все соки и требующая всевозрастающих, удушающих вложений по ремонту? Большой расход топлива при моторе объемом в 5.7 литра? “Левое” присхождение? Усиленные «химические опыты» на Родине автомобиля? Не буду делать предположений, хотя они и ясны, как Божий день… Думайте сами.
        Вернемся “к нашим баранам”. Проведенные нами математические выкладки доказывают одну истину - в США крайне невыгодно покупать “дрова”. Под этим деревенским термином я подразумеваю машины, выпущенные в период борьбы с алкоголем, развития гласности и демократии и последнего съезда КПСС. Даже значительно уменьшенная таможня на слабосильных “японцев” конца 80-х годов и их “никакая” цена на аукционах не позволит вам получить машину дешевле, чем за 7-8 тысяч… В то же время, вполне реально обойтись “десяткой” за достаточно приличный автомобиль 1992-94 годов. Дело в том, что цена машин в Америке весьма сильно падает уже в первые годы эксплуатации. Трехлетняя машина, с разумным пробегом до 40-50 тысяч миль теряет в стоимости до 50 процентов. Например, Ford Contour 1996 года выпуска без упомянутой нами и освещенной на соответствующем занятии «химии» при цене 16000 USD при рождении, сегодня, в 1999- м, стоит на аукционе не больше 8500 тех же самых долларов. Это же относится почти ко всем автомобилям. Дальше цена будет падать еще - и за счет «старения» машины, и из-за нарастания пробега, но существует, выработанная практикой граница, ниже которой опускаться не имеет смысла - если машина обходится вам в Хельсинки ( с учетом ее цены в США, подготовкой, отправкой, комиссионными дилера), то есть до того момента, когда вы уже берете ее под свою опеку, меньше 6-6.5 тысяч американских «рублей», надо выбрасывать эту затею из головы и отправляться на поиски новых «Жигулей»… В целом же примерную, но достаточно точную стоимость предполагаемой покупки легко узнать, взяв из рук человека, который намечается, как исполнитель всей этой акции, аукционный справочник N.A.D.A., в котором легко отыскать цену на любую интересующую вас машину в соответствии с годом выпуска, пробегом, «наворотами» и модификациями.
        … Один человек в моей деревне, глядя на недавно пригнанный из Америки, растаможенный и поставленный на учет трехлетний Mercury Mystique, узнав во сколько он обошелся клиенту, воскликнул: «Да за такие бабки сейчас можно почти четыре «девятки» взять!». Присутствовавший при этом клиент ответил весьма интересно: « За полмиллиона долларов можно купить замок на Никулиной горе, а можно… всю вашу деревню вместе с жителями, разворованными коровниками и заросшими полями…»
        Вот такая интересная арифметика получается…

[Следующий урок]