Три источника и три составные части…

        «Любителей» в вождении автомобиля не бывает. Управление транспортным средством - работа, и есть люди которые пока (или окончательно) плохо ее выполняют. Любой человек, впервые севший за руль, является "чайником" и дальнейшее его перевоплощение в мастера регламентируется временем, способностями, отсутствием или наличием таланта к этому виду деятельности, физическими кондициями (быстротой реакции, ловкостью, широтой дистанционного зрения, состоянием нервной системы, координацией движений и т.д.). Не секрет, что определенная категория людей вообще не может достигнуть удовлетворительных навыков управления автомобилем из-за врожденных или приобретенных психо-физических, биоритмических и физиологических недостатков. Таких людей не много, но они есть. Кроме того, к ним можно приравнять откровенных упрямцев, не желающих ничему учиться и пытающихся все постигать самостоятельно, бесконечно повторяя и последовательно приобретая отрицательные навыки. Если мы отбросим эти две категории (они составляют очень небольшой процент всех водителей) и прибавим к ним примерно такое же количество водителей "от Бога" - людей, которым данный вид деятельности настолько близок по всем вышеперечисленным параметрам, что наращивание мастерства идет неимоверно быстро и без каких бы то ни было усилий, то вся остальная шоферская братия расположится между этими полюсами в равномерной пропорции, плавно перемещаясь от первого к последнему.
        Начинающий водитель - пусть будет "чайник" - это водитель, который на дороге с трудом решает ОПЕРАТИВНЫЕ задачи - конкретное перестроение из ряда в ряд, конкретный поворот, конкретный обгон или опережение одной конкретной машины и т.д. То есть, как говорилось раньше - он ищет выход из «одной, отдельно взятой» ситуации. Ему еще не дано видеть себя в комплексе происходящих вокруг него временных или пространственных изменений и принимать решения в соответствии с развитием ситуации или предполагать возможные направления и варианты ее развития. Причинами такого положения дел, как правило, являются недостаток опыта и техники вождения.
        Постепенно "чайники" совершенствуют свое оперативное мастерство и переходят в следующую категорию водителей - назову их для удобства "тактиками". Но часть из них так и не может миновать начальную ступень развития из-за вышеперечисленных причин и остается навсегда в своем незавидном разряде. Для "тактика" уже не составляет труда решать оперативные проблемы, большинство из которых он побеждает автоматически, и выделяемое за этот счет время может использовать на решение ТАКТИЧЕКИХ задач. Они представляют из себя цепочки маневров, торможений, разгонов и других действий объединенных единой логикой на протяжении определенного участка дороги. Становясь "тактиком" бывший "чайник" уже владеет многими хорошими техническими навыками управления - умеет включать передачи по обстановке, а не по спидометру, имеет неплохое руление, знает несколько способов торможения и т.д. К сожалению, и на этом дальнейший рост значительной части водителей останавливается.
        И, наконец, третья категория, куда переходит значительная часть "тактиков" - это люди, ведущие автомобиль СТРАТЕГИЧЕСКИ. Такие водители умеют (часто подсознательно) объединять цепочки тактических задач для решения главной проблемы - максимально быстро и безопасно доехать из пункта А в пункт Б. "Стратеги" умеют быстро и практически безошибочно прокручивать в голове огромную информацию о состоянии машины, дороги, привходящих проблемах, возможных пертурбациях и успешно навязывать путь достижения собственной цели окружающим. Достичь стратегического умения водить машину практически невозможно без совершенной техники управления и полного автоматизма в ориентировании в ситуационных цепочках.
        Предвидя вопрос о том, что и тактикам и даже стратегам случается попадать в ДТП и прочие неприятности, замечу, что это происходит в ситуациях, практически непрогнозируемых извне и количество таких случаев на 1км дистанции у них во много раз меньше...
        Давайте для ясности разделим движение на машине на составляющие и выберем самые точные решения для наиболее часто возникающих ситуаций…

Вернуться