Три источника и три составные части…
«Любителей» в вождении автомобиля не
бывает. Управление транспортным средством -
работа, и есть люди которые пока (или
окончательно) плохо ее выполняют. Любой человек,
впервые севший за руль, является "чайником"
и дальнейшее его перевоплощение в мастера
регламентируется временем, способностями,
отсутствием или наличием таланта к этому виду
деятельности, физическими кондициями (быстротой
реакции, ловкостью, широтой дистанционного
зрения, состоянием нервной системы, координацией
движений и т.д.). Не секрет, что определенная
категория людей вообще не может достигнуть
удовлетворительных навыков управления
автомобилем из-за врожденных или приобретенных
психо-физических, биоритмических и
физиологических недостатков. Таких людей не
много, но они есть. Кроме того, к ним можно
приравнять откровенных упрямцев, не желающих
ничему учиться и пытающихся все постигать
самостоятельно, бесконечно повторяя и
последовательно приобретая отрицательные
навыки. Если мы отбросим эти две категории (они
составляют очень небольшой процент всех
водителей) и прибавим к ним примерно такое же
количество водителей "от Бога" - людей,
которым данный вид деятельности настолько
близок по всем вышеперечисленным параметрам, что
наращивание мастерства идет неимоверно быстро и
без каких бы то ни было усилий, то вся остальная
шоферская братия расположится между этими
полюсами в равномерной пропорции, плавно
перемещаясь от первого к последнему.
Начинающий водитель - пусть будет
"чайник" - это водитель, который на дороге с
трудом решает ОПЕРАТИВНЫЕ задачи - конкретное
перестроение из ряда в ряд, конкретный поворот,
конкретный обгон или опережение одной
конкретной машины и т.д. То есть, как говорилось
раньше - он ищет выход из «одной, отдельно взятой»
ситуации. Ему еще не дано видеть себя в комплексе
происходящих вокруг него временных или
пространственных изменений и принимать решения
в соответствии с развитием ситуации или
предполагать возможные направления и варианты
ее развития. Причинами такого положения дел, как
правило, являются недостаток опыта и техники
вождения.
Постепенно "чайники"
совершенствуют свое оперативное мастерство и
переходят в следующую категорию водителей -
назову их для удобства "тактиками". Но часть
из них так и не может миновать начальную ступень
развития из-за вышеперечисленных причин и
остается навсегда в своем незавидном разряде.
Для "тактика" уже не составляет труда решать
оперативные проблемы, большинство из которых он
побеждает автоматически, и выделяемое за этот
счет время может использовать на решение
ТАКТИЧЕКИХ задач. Они представляют из себя
цепочки маневров, торможений, разгонов и других
действий объединенных единой логикой на
протяжении определенного участка дороги.
Становясь "тактиком" бывший "чайник"
уже владеет многими хорошими техническими
навыками управления - умеет включать передачи по
обстановке, а не по спидометру, имеет неплохое
руление, знает несколько способов торможения и
т.д. К сожалению, и на этом дальнейший рост
значительной части водителей останавливается.
И, наконец, третья категория, куда
переходит значительная часть "тактиков" -
это люди, ведущие автомобиль СТРАТЕГИЧЕСКИ.
Такие водители умеют (часто подсознательно)
объединять цепочки тактических задач для
решения главной проблемы - максимально быстро и
безопасно доехать из пункта А в пункт Б.
"Стратеги" умеют быстро и практически
безошибочно прокручивать в голове огромную
информацию о состоянии машины, дороги,
привходящих проблемах, возможных пертурбациях и
успешно навязывать путь достижения собственной
цели окружающим. Достичь стратегического умения
водить машину практически невозможно без
совершенной техники управления и полного
автоматизма в ориентировании в ситуационных
цепочках.
Предвидя вопрос о том, что и тактикам и
даже стратегам случается попадать в ДТП и прочие
неприятности, замечу, что это происходит в
ситуациях, практически непрогнозируемых извне и
количество таких случаев на 1км дистанции у них
во много раз меньше...
Давайте для ясности разделим движение на
машине на составляющие и выберем самые точные
решения для наиболее часто возникающих
ситуаций…