С места - в карьер

        Построение машин у светофора в ожидании зеленого сигнала всегда напоминает мне состояние перед стартом на кольцевых гонках - все в ожидании и в напряжении. Кто-то нетерпеливо подгазовывает, играя сцеплением, кто-то упрямо стоит вкопанным в землю камнем, намереваясь включить передачу только в момент включения светофора…
        Разумеется, сидя за рулем чахлого “запора” и глядя в боковое стекло на предстартовую лихорадку соседа, управляющего BMW, невозможно рассчитывать на то, что через несколько секунд после “зеленой отмашки” он будет глотать дым и гарь вашего глушителя, ибо такое событие представляется таким же невероятным, как взлет в поднебесье трактора ДТ-75 с телегой свежесобранного картофеля. Тем не менее, класс и мощность машины не всегда являются решающим фактором в определении лидеров ежедневных соревнований по вождению автомобиля, постоянно проводимых в городах и на трассах. Правильная тактика и стратегия, выбранная водителем в каждом конкретном случае способна, если не уравнять шансы сторон, то, по крайней мере, сгладить разницу в технических характеристиках и скоростно-силовых возможностях транспортных средств.
        Любое движение начинается со старта, но если отъезд от обочины редко может быть использован, как тактический маневр без риска получить порцию стремительно летящего металла в бок, то старт со “стойки” у светофора часто обеспечивают опытному водителю определенное преимущество.
        Одним из главных факторов успеха в начале движения является предварительный выбор позиции. Разумеется, самым благоприятным местом является первая “шеренга”, поэтому возможность занять передовую линию должна использоваться водителем максимально, но разумеется не “вешая соплей” и не заставляя шарахаться в сторону или резко тормозить других участников движения, подъезжающих к месту вынужденной остановки.
        Если водитель хорошо знаком с системой и временем срабатывания конкретного светофора, то очень благоприятным является неторопливый подъезд к нему и прохождение развязки с хода, но при этом очень важно учитывать две вещи. Во-первых, медленное перемещение к светофору не должно происходить на расстоянии в несколько сот метров, ибо это будет изрядно нервировать остальных участников движения и, кроме того, делать возможным их “вклинивание” перед вами, начисто лишая данный маневр смысла. Во-вторых, при прохождении развязки с хода под включаемый “зеленый” надо реально себе представлять степень опасности, возникающей от транспорта, заканчивающего движение в перпендикулярном направлении, определяющейся шириной пересечения, плотностью потоков и просматриваемостью перекрестка. Кроме того, никогда не надо забывать о возможном внезапном появлении из-за стоящего транспорта пешеходов, совершающих или заканчивающих переход проезжей части, поэтому “ходовые” проезды под включающийся зеленый при наличии на перекрестке транспорта, загораживающего видимость должны быть практически исключены.
        Нахождение в первой линии среди примерно равных автомобилей еще не гарантирует водителю выигрыш старта. Существенную роль играет техническое состояние транспортного средства, резины, дорожного покрытия. Это следует учитывать. Так, например, зимой целесообразней вставать на участки, не покрытые льдом (даже лучше - на снежный наст), а летом - на просохшую поверхность, а не в лужу; на ровное покрытие, а не в яму… Говоря о технике старта, следует помнить, что первый оборот колеса должен производиться без пробуксовки. (Пусть вас не обманывают спортивные старты - “букс” в F1 или на асфальтовых ралли применяется для дополнительного прогрева резины.) Зимой в гололед иногда даже лучше начинать трогаться со второй передачи.
        Имеет значение и то, в каком ряду вы располагаетесь на первой линии, ибо если на пересечении перпендикулярно проходят примерно равные потоки, то лучше находиться в середине, а если основной поток двигается с какого-то одного направления, то в ряду, находящемуся ближе к “выезду” транспорта. Это обусловлено тем, что вероятна возможность нахождения машин, заканчивающих движение, на перекрестке уже в момент появления зеленого сигнала для вас и в этом случае будет важно иметь перед собой то место, которое быстрее освободится от транспорта. Находясь на первой линии не стоит выезжать на полкорпуса вперед соседних машин, ибо вы в этом случае теряете над ними контроль и интуитивно будете вынуждены при старте оглядываться в зеркала, что отнимает определенной время, поэтому лучше иметь “соперников” чуть впереди. При многорядном движении в городе нежелательно занимать для старта крайний правый ряд, ибо наличие паркинга в направлении движения, автобусных остановок при проигрыше вами старта будет заставлять совершать вынужденные лишние маневры в процессе разгона. Если “попадание в первые ряды” исключено, то необходимо рассчитывать свое место исходя из технических и субъективных оценок тех машин, за которыми вам следует вставать.
        Далеко не всегда количество автомобилей в рядах выстроившихся перед перекрестком прямопропорционально скорости старта данного ряда. Можно встать вторым за “Икарусом” и пропустить вперед всех водителей в соседних рядах… С другой стороны и наличие в конкретном ряду только легковых машин - еще не повод занимать там место. В этом случае надо уметь быстро оценивать множество факторов - груженые ли грузовики стоят в данном ряду, имеются ли в ряду машины “дачников” с бочками и шкафами на крышах, какие марки “легковушек” доминируют - пять “Запорожцев” или семь “Мерседесов” и т.д. Не прижимайтесь вплотную (особенно в крайних рядах) к передней машине - лучше оставить место на случай необходимости ее объезда, так как водитель может “заглохнуть”, “вспомнить” о необходимости поворота. После старта в потоке не надо пытаться моментально перестроиться в соседний ряд если он двигается быстрее, а стоит немного выждать, чтобы убедиться, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
        За день в городе приходится останавливаться и стартовать десятки, а то и сотни раз и выигрыш одной-двух секунд в каждом случае - это не мелочи, как может показаться вначале, а важная составная часть стратегии в умении ездить быстрее, которое далеко не равно силе нажатия на педаль акселератора…

вернуться