Впереди планеты всей

«От ненужных побед остается усталость...»
(А.Макаревич)

        Как бы быстро мы, наслаждаясь свистом ветра и визгом покрышек, не пытались гонять по дорогам, но истинное удовольствие настоящий гурман скорости получает не от запредельных показаний спидометра и лихорадочного мелькания придорожных столбов и указателей, а от удачно выполненных маневров. Особую радость любому водителю доставляют обгоны. Чувства, испытываемые, когда ваша машина обходит соседнего тихохода, порой сравнимы с эмоциями питекантропов загнавших в яму безвредного мамонта, а ощущение победы напоминает реакцию завсегдатая казино, поставившего в рулетку последнюю фишку и выигравшего на номер. Это мероприятие настолько захватывает отдельных неуравновешенных водителей, что их появление на дороге имеет причиной не потребность куда-то доехать, а обогнать возможно большее количество себе подобных. Бросив презренный взгляд в зеркало заднего вида на побежденного, они уносятся вперед на поиск следующей жертвы, и, учитывая, что обогнать всех невозможно в принципе, их борьба за первенство обещает быть затяжной...
        Ладно, не будем о крайностях. В конце концов без обгонов не может обойтись ни один водитель - ни автогонщик-кольцевик, ни дедушка Петрович, везущий на крыше древнего «запора» ржавую бочку для дачного участка. (Здесь и далее мы будем иметь ввиду только обгоны, связанные с выездом на полосу встречного движения, опустив пока опережения транспортных средств на многополосой проезжей части, хотя и такие действия трактуются нынешними ПДД, как обгоны).
        Как ни странно, но что первый, применяющий сложный и рискованный обгон «на торможении» с отклонением от безопасной траектории, что второй, стиснув последние уцелевшие зубы до боли в парадонтозных деснах и истертый руль до побеления пальцев и с замирающим сердцем обползающий соседа Егорыча, управляющего полудохлой кобылой Савраской, впряженной в скрипучую телегу, в принципе, решают похожие задачи - оказаться впереди другого транспортного средства, мешающего им успешно проводить в жизнь свои замыслы по передвижению в пространстве.
        Вместе с тем, обгон, исполняемый в обычных дорожных условиях является одним из самых сложных маневров. В нем совмещаются сразу несколько задач, неправильное решение которых чревато серьезными последствиями. Причем если некоторые проблемы решаются исключительно за счет мастерства и опыта исполнителя обгона, то существует еще целый ряд факторов, мало зависящих от «роли личности в истории». Этими привходящими обстоятельствами являются действия обгоняемых, водителей встречного транспорта, появление или существование различных препятствий и т.д. Присутствие и действия этих и других объектов и субъектов можно прогнозировать, но не стопроцентно. Именно поэтому обгон является самым опасным маневром, приносящим, наряду с падением с мостов в реки и бесперспективным состязанием в крепости на железнодорожных переездах с поездами дальнего следования, увы, максимально печальные последствия.
        В связи с этим, при выполнении обгона необходимо руководствоваться некоторыми правилами и придерживаться их неукоснительно, ибо пренебрежение ими рано или поздно приводит в лучшем случае к тесному изучению достижений современной медицины, а в худшем - к модному нынче вокальному дуэту бородатых певцов в рясах и с кадилом, скорбно и фальшиво исполняющих, ставшее в наших жутковатых условиях хитом, отпевание «за упокой раба Божьего...»
        Итак, правило первое. Постарайтесь запомнить, а если не получается - записать среди телефонов подвезенных девушек и повесить в держатель бумажек на торпеде, что обгонять в "закрытых" поворотах, на подъемах и в других не просматриваемых местах нельзя в принципе. Даже если вы настолько уверены в динамике (а не в скорости!) своей машины, что, упади встречный с воздуха - успеете уйти на свою полосу, лучше погасить зуд в организме и дождаться более открытого участка. Надо учитывать, что навстречу из-за поворота или из-за «трамплина» может выехать не испуганный ветеран Гангутского сражения с «тридцаткой» на спидометре и смертью в глазах, а герой конференции «Приемы вождения» пытающийся доказать миру и собственному честолюбию, что не «взял лишка на грудь», сообщив виртуальным гонцам, о передвижении со средней скоростью в 215 км/час. Другими словами, выполнять обгон можно лишь в ситуации, когда вы на 100 процентов уверены, что «откуда ни возьмись» не появится... помеха в виде груженого КАМАЗа или летящего «на бреющем» «мерседеса».
        Соблюдая первое правило и убедившись, что встречная полоса пуста до горизонта или «лобовой» транспорт находится на убедительно далеком расстоянии и не способен включить форсаж и, превратившись в СУ-27, мгновенно переместиться к вашему переднему бамперу, можно, придерживаясь правила N2, начинать обгон. Сущность его состоит в том, что разница скоростей с обгоняемым (обгонямыми) должна быть максимально возможной, а нахождение на встречной - минимально необходимым по времени. Это не значит, что надо выезжать на обгон под углом девяносто градусов и перестраиваться обратно в миллиметре от фар обгоняемого, заставляя его лихорадочно искать педаль тормоза и припоминать слова из лексикона грузчиков одесского порта. Но совершенно безответственным действием является организация «гонок асфальтоукладчиков», когда вы начинаете обгон с плохой скоростью и динамикой, в результате чего потея и судорожно вглядываясь вдаль обходите соперника, имея превышение его скорости полтора километра в час. В этом случае вы имеете неплохие шансы «дождаться» пилота, готового к лобовой атаке. Чтобы иметь запас мощности для увеличения скорости обгона необходимо до 120-140 км/час всегда включать пониженную (4-ю,3-ю передачу), имея до перестроения обратно в свой ряд изрядную динамику. Разгонять машину надо и до начала, и во время самого обгона. Особенно это касается случаев исполнения обгона не "с хода", а когда из-за потока встречных приходится долго тащиться за медленной машиной, а затем, практически выныривать на встречную (отпустить ее и разогнаться не дадут задние). В этом случае ваши действия должны быть однозначными - нижнюю, газ в пол. Существует очень эффективный прием - «скоростной обгон», когда маневр совершается с большой скоростью, набранной заблаговременно, и представляет из себя отработанное до автоматизма действие - существенный разгон - резкое (но не избыточное!) руление «влево-вправо» - встречная - «вправо-влево», но пользоваться им надо очень аккуратно и после соответствующих тренировок на широкой площадке и «на макете» из фишек.
        Однако, даже детальное соблюдение вышерассмотренных двух правил не гарантирует полной безопасности при совершении обгона. В частности, данный маневр нельзя рассматривать только, как личное дело водителей двух машин - своей и обгоняемой, ибо все происходит «на местности» и ваши действия непременно должны учитывать окружающую обстановку, субъектам и объектам которой глубоко безразличны намерения, желания и помыслы участников движения, и они способны произвести в самый неподходящий момент явно неадекватные действия. Поэтому, и пастух Вася, вздумавший с бодуна побыстрее перегнать стадо полуживых коров через дорогу поближе к желанному сельмагу, и бредущая по обочине группа детей из соседнего пионерского (или как он теперь называется?) лагеря или налитая пивом и водкой веселая компания, и беззаботный велосипедист-любитель, считающий край напряженного шоссе лучшим местом для укрепления здоровья всегда представляют при маневре возможную и плохо предсказуемую опасность, связанную с внезапным появлением на траектории движения, в связи с чем порой лучше немного потерпеть с обгоном, пока все эти и другие привходящие обстоятельства останутся позади и не будут в состоянии «внести свой достойный вклад» в непредвиденное развитие ситуации.
        Совсем неплохо и хотя бы задуматься над тем, а кого, собственно, вы собрались обгонять? Если это надрывно ревущий полумертвым дизелем КАМАЗ с прицепом, загруженный «по верхнюю метку» облицовочным кирпичом для строительства скромного четырехэтажного коттеджа в очередной «долине бедных» или понурая «волжанка», отбегавшая «триста тысяч без капремонта» в краснознаменном 19-м таксопарке и доставшаяся хозяину десять лет назад вместо списания в утиль, то дело ясное. А вот когда вы вдруг нагнали неспешно едущий «порше» или «мерседес», то не лишним является постараться сначала определить - что это - стиль движения или временный сброс газа, связанный с заменой кассеты в магнитофоне или беседой по сотовому телефону? Известно, что владельцы дорогих, быстрых, динамичных машин, обладающие, как правило, повышенным, часто болезненным самолюбием, на дух не переносят езду в арьергарде и тем более ситуаций, когда их обгоняют автомобили «не по рангу». Поэтому, в данном случае, существует опасность, что внезапно очнувшийся от сладострастных воспоминаний и раздумий или, наконец-то, открывший бутылку с «кока-колой» водитель «самолета на колесах» при виде откровенного издевательства по его «оттаптыванию» со стороны ржавенькой «четверки», может неожиданно нажать на нужную педаль, что поставит вас, в лучшем случае, в неуклюжее, а в худшем - в опасное положение.
        При соблюдении указанных правил попасть в «лобовую» ситуацию крайне сложно. Но если все-таки вам удалось оказаться на встречной бок о бок с обгоняемым и в этот драматический момент вдруг обнаружить перед носом угрюмую решетку радиатора встречной машины, ощутить холод в спине, мурашки на коже и пот на ладонях, то меры к спасению надо предпринимать срочно и по-возможности не хаотично, не зажмурившись и уповая на традиционно русское «куда кривая вывезет».
        Следует помнить, что экстренное торможение (кроме случаев, когда вы еще находитесь сзади обгоняемой машины), особенно на скользкой дороге, едва ли не худшее из возможных действий. Обгоняемый тоже человек и видит опасность ситуации, в которую вы попали, поэтому его логика, в подавляющем большинстве случаев будет направлена на уменьшение скорости, чтобы дать вам закончить маневр, и ваше торможение в унисон с ним может оказаться роковым. Еще хуже, если вы начинаете метаться в решениях - «торможу - обгоняю - торможу - обгоняю». Это и вовсе ставит в тупик всех участников движения, включая встречного и не дает им возможности оказать вам помощь своими действиями. Не надо думать, что вокруг вас собрались сплошные тщеславные «отморозки», которым ваше тяжкое положение только доставляет удовольствие - у каждого водителя есть нервы и любому из них совсем «не светит» загреметь вместе с вами в «лобовуху», а оттуда в реанимационное отделение близлежащей больницы или, не дай Бог, в тихую и тесную одноместную квартиру за невысокой оградой. Поэтому, лучшим выходом является придерживаться избранному решению и идти «до конца». В этом случае у других участников движения создается возможность применять наиболее простые и напрашивающиеся действия - смещение на обочину, торможение и т.д., которые способны «открыть коридор» для вашего (и своего!) благополучия.
        И последнее. Если, не смотря ни на что, вы все же попали в положение «неизбежно», то, как угодно, но уходите от встречной машины. Для этого хороши все методы - касательная авария с попутной машиной, уход на левую обочину, в левый кювет, хоть на Луну, но не столкновение «в лоб»! Сумма скоростей машин практически не оставляет шансов на дальнейшее процветание и даже существование ни вам, ни тем ни в чем не повинным людям, которым вы забьете мотор в салон... Впрочем, в равной мере это относится и к случаям, когда «в лоб» неожиданно вышли вам...

вернуться