Очередь за свободой

        Несмотря на регулярно свирепствующие кризисы, поголовное обнищание народных масс, упадок производства, безработицу и прочие катаклизмы, происходящие в нашей державе с завидным постоянством, автомобильный парк растет в прогрессии, близкой к геометрической. Сей очередной российский парадокс, конечно, имеет свои объяснения, но нашей задачей является вовсе не анализ количества баксов, предусмотрительно распиханных видавшим виды в форме МММ, ваучеров, «властелин», «хопров» и падением обычным августовским утром рубля в четыре раза, обученным населением по матрацам, чулкам и комодам, закопанных на садово-огородных участках и вложенных в благородные металлы и зарубежные, стабильные банки. Давайте просто примем факт, что в одно прекрасное время чуть ли не все зрячее, не парализованное и не страдающее болезнью Паркинсона население наконец-то сообразило, что Великий Комбинатор на заре автопробегов вовсе не шутил, называя автомобиль «не роскошью, а средством передвижения», убедилось, что катать, да еще при помощи двигателя внутреннего сгорания, куда проще, чем носить и с удивлением заметив, что цены на пусть не слишком надежную, но все же часто самостоятельно передвигающуюся автотехнику вовсе не выглядят недоступными принялось выметать из салонов, магазинов и бескрайних стоянок в Сызрани и Тольятти заскучавшие в эпоху перепроизводства «жигули», «самары» и «лады». В ряды счастливых обладателей четырехколесной собственности неиссякаемым потоком принялись вливаться домохозяйки и деловые женщины, «пионеры», сообразившие, что катание девочек даже на чуть живой «копейке» куда круче, чем выдавливание каменюкой чужих боковых стекол с целью присвоения приемника и содержимого «бардачка», студенты и «пешие огородники»... Сотрудники МРЭО ужаснулись от «новой волны» жаждущих получить официальный доступ к педали газа и рычага КПП, но даже введенные в срочном порядке капканы и сети в виде заездов на эстакады, блуждания в лабиринте экзаменационных стоек и стопроцентное увеличение вопросов в карточках ПДД не сломило боевого духа граждан, рвущихся к самоутверждению за рулем.
        Разумеется, в этом нет ничего плохого. В так и не загнившем под натиском триумфального шествия по планете идеи «каждому по потребностям» капиталистическом мире водительские права имеются в бумажниках и дамских сумочках практически всего населения, а в отдельных странах driver licence давно стал документом, с успехом заменяющим паспорт. При этом сама машина присутствует в жизни почти в той же пропорции на душу населения, как зубная щетка. Казалось бы, и нам следует радоваться, что хоть в чем-то, кроме СПИДа и ядерных боеголовок мы начали сокращать отставание от катящегося в пропасть империализма, но сей апофеоз является преждевременным. Кроме проблем экологии, нехватки качественного сервиса и повышения цен на бензин, которые наше коммуникабельное к трудностям население успешно превозмогает без постороннего вмешательства, автомобилисты вдруг столкнулись с явлением, о котором лет десять-пятнадцать назад они всерьез не задумывались.
        Оказалось, что для машин нужны дороги. И чем машин больше, тем шире они должны быть. Об этом нам постоянно напоминали литературные и общественно-политические классики, но упрямые хозяйственники всему разнообразию трудов и афоризмов упорно предпочитали песенное – «там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится...» В результате, дорог особо больше не становится, и сегодня бедные автомобилисты, выезжающие из дома с целью добраться до работы или дачи с наибольшим комфортом, недостижимым в толкучке метрополитена или автобуса, вынуждены не столько ехать к намеченной цели, сколько стоять до нее...
        Пробки... «Как много в этом слове для сердца русского слилось!». Впрочем, будем объективны – заторы в движении изобретены не нами. Еще в давние времена, когда на человека, отстоявшего три года в очереди, выполнившего пятилетку в два месяца и купившего ВАЗ-2101 по профсоюзным путевкам, добрые соседи дружно «давили косяка» и, упоенно посапывая, строчили жалобы в соответствующие органы, а по проспектам и бульварам Москвы проезжало пять машин в час американцы, англичане и немцы уже выстраивались в свои «траффики» подле Манхеттена, Лондона и Кельна, нервно крутя ручки кондиционеров и зло переставляя селектор как-будто специально изобретенных для таких случаев автоматических трансмиссий с «драйва» на «нейтраль». Теперь настало и наше время... Въезд в Москву утром и выезд из нее вечером стали напоминать шествие религиозных фанатиков в Иерусалим на пасху, а нынешние дополнения в виде поголовной проверки всех грузовиков на любовь к вахабизму, героину и гранатометам РПГ-7 породил у автомобилизированного, ни в чем неповинного населения хроническую нервную депрессию. Не лучше обстоят дела и на улицах, куда после томительных стоянок на солнцепеке или в снегопад тем не менее удается проникнуть закаленным в боях с нашим бардаком и беспределом стойким и упрямым гражданам...
        Как же бороться с пробками в условиях, когда действия градостроителей и Отделов по организации дорожного движения ГИБДД ограничиваются «ямочным ремонтом» полностью убиенных магистралей, выполненным угрюмыми штрейкбехерами из солнечной Модавии и независимой Украины с временной регистрацией в пустых карманах, а также бесперспективными конвульсиями работников жезла, изредка бросаемых на борьбу с переходящими всякие рамки скопления техники?
        Главным принципом избежания пробок должна быть попытка в них не попадать. Не секрет, что если человек не работает таксистом, развозчиком грузов населению или киллером, то львиную долю своего «моторного времени» он проводит на «традиционных» маршрутах. В этом случае, если у него нет большого желания прочитать по дороге на работу «Сагу о Форсайтах» или «АиФ» от корки до корки, то он должен учитывать несколько факторов.
        Первый из них – временной. Совершенно понятно, что для наиболее интенсивных «траффиков» существуют свои «часы пик», когда все водители, словно сговорившись, бросаются на единственную дорогу, ведущую к цели. Между тем, этот временной интервал имеет свои границы и, порой, выезд из дома всего на пятнадцать-двадцать минут раньше или позже позволяет избежать толчеи, злоупотребления настоем валерианы и необходимости удержания клаксона в нажатом положении. Эти минуты имеют свои тенденции к увеличению или уменьшению, но все же они достаточно стабильны и легко вычисляемы в течение двух-трех недель. Примером может служить выезд из центра Москвы в будни. Так как, основной поток делового населения устремляется домой в 18.00, то до 18.15 обычно создается небольшой «вакуум», связанный со спусканием вниз на лифте, достижением стоянки, прощанием с сослуживцами, выключением компьютеров и т.д. и, если «рвануть со старта» в 18.05, то обычно выезд за пределы Садового кольца не связан с излишним выстаиванием в очереди... Труднее этот вопрос решается в пятнично-воскресных загородных турне в сторону огорода, мангала и размышлений любимой тещи об умственных способностях ее дочери при выборе спутника жизни, так как в этом процессе принимает участие чуть ли не все сознательное общество, включая армию настоящих, не побоюсь этого слова – конкретных – представителей садово-дачных кооперативов, в обычные дни за руль не садящихся. Их присутствие в процессе перемещения в пространстве во время «уикенда» не только увеличивает и без того уже миллионные потоки, но, главное, привносит в них незабываемый колорит острого соперничества между неоднородными слоями населения. Поэтому, если вы не хотите поучаствовать в борьбе с себе подобными по распихиванию конкурентов, то или отпрашивайтесь у начальства и уезжайте днем, или ждите момента, когда солнце укроется за горизонтом и автонагромождения из ненавидящих езду в темноте потомков Мичурина потеряют былую актуальность.
        И все же только временным фактором проблему «стоянки в движении» не исчерпать. Поэтому, его стоит сочетать со вторым – фактором объезда. Вывод о том, что далеко не всегда самая короткая дорога является самой быстрой вовсе не парадокс, ибо очевидно, что загруженность улиц и дорог, идущих в более-менее аналогичном направлении, неодинакова. В результате, пока водители нервно выскакивают из своих машин и прикладывая руку ко лбу, как Илья Муромец на полотне Васнецова, напрягают зрение в попытке понять причину их стоянки на протяжении получаса, на соседней улице владелец внезапно сломавшейся машины докуривает пятую сигарету в ожидании хоть кого-то живого, способного оказать содействие. Разумеется, езда «огородами» должна производиться в знакомой местности, иначе вы сильно рискуете постоянно упираться в заборы, посещать тупики и попадать в еще большие пробки.
        Однако, только стратегическими хитростями проблему «траффика» решить нельзя, и рано или поздно обязательно настанет момент, когда вы встанете на прикол на столбовой дороге и будете долго изучать бампер впередистоящей машины, вдыхать угарный выхлоп соседнего КАМАЗа или насиловать сцепление, продвигаясь вперед со средней скоростью один километр в сутки. Это может быть связано с необходимыми изменениями вами привычному маршруту, трудовым подвигом дорожных служб, любящих организовать грандиозный ремонт проезжей части в самое напряженное время, дорожно-транспортным происшествием... Да, мало ли причин у этой всеобщей беды!
        Как же быстрее вырваться из цепких лап обездвиженности? Если отбросить неадекватные способы в виде езды по встречной, обочине, тротуарам и палисадникам, доступные далеко не всем по моральным, этическим и профессиональным соображениям, то дело это почти безнадежное. Исключая случаи, когда вы действительно смертельно спешите, включающие проблемы здоровья на грани летального исхода, улетающие самолеты, уходящие поезда, уплывающие пароходы и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых «цель оправдывает средства» и для ее достижения можно считать благоразумным даже царапание других машин, распугивание пассажиров с автобусных остановок и «подрезание» кортежа законноизбранного президента всея Руси, в пробках главное «не суетиться». Абсолютно точно, что ни один «траффик» не стоит до сих пор со времен царя Гороха, и, следовательно, настанет долгожданный момент, когда вы вырветесь из его цепких когтей и перейдете со ставшей привычной первой передачи на повышенные.
        Принцип «сохранения спокойствия» является в пробках основополагающим. Постоянные «силовые» перемещения из ряда в ряд и обратно, основанные на том, что сосед продвинулся на полметра дальше, обычно мало, что дают в плане быстроты проезда, кроме создания нервной обстановки в потоке и лишнего риска. Если «траффик» еле-еле движется и периодически впадает в прострацию, то запомните в соседних рядах по одной машине и через какое-то время прикиньте – далеко ли вперед они уехали от вас. Если это расстояние значительное, то можно перестроиться в их ряд. Кроме того, главной причиной заторов является вынужденное сужение проезжей части, вызванное аварией, строительством, поломкой машины и т.д. В этом случае, самым «быстрым» является ряд, не требующий перестроений для объезда препятствия.
        Сложная политико-экономическая обстановка в стране, отдающаяся в личной жизни углубленными стрессами, сделала людей излишне нервными и впечатлительными. Как ни странно, но часто излишняя эмоциональность водителей и является причиной углубления «траффиков». Другими словами, порой пробки создаем мы сами, Например, объезды по встречным и обочинам с попытками вклинивания в плотные ряды «правильных» водителей создают «расширение канала» перед узким местом и замедляют общее движение. Наше упорное противодействие попыткам водителя вытолкать на обочину свое внезапно «почившее в бозе» автотранспортное средство, вообще, является нонсенсом и признаком недалекости ума, исходящим из принципа – «я проеду, а остальные – как хотят»... Почему-то постоянно, отстояв часовую пробку и вспомнив за это время всеми, имеющимися в лексиконе нетривиальными выражениями, «гаишников», «чайников», дорожников и глав администраций, мы достигнув рубежа, за которым начинается нормальное движение не спешим быстрее его покинуть, а, напротив, еще больше притормаживаем, чтобы получше разглядеть и осознать первопричину происходящего...
        И все же любая пробка когда-то заканчивается, открывая нам широкий простор к манящим далям. Выбравшись на свободу, мы испытываем чувства, сравнимые с ощущениями зека» за которым захлопнулась последняя дверь острога, и в лицо ударил свежий весенний воздух... Вперед, вперед!
        Но погоняя свою застоявшуюся «лошадь» стоит не забывать, что впереди нас ожидают очередные очереди за свободным дорожным пространством и многое в борьбе с ними находится в наших руках.
       

вернуться