Война с самим собой

        В те старые добрые времена, когда докторская колбаса стоила 2.20, дети в алых пионерских галстуках собирали металлолом и боролись за свободу Анжелы Дэвис, а токарь Хрюкин тяжко вздыхал на профсоюзном собрании по поводу вчерашнего падения подле станка после литра «андроповки», машины чинили не в автосервисах, куда попасть не имелось ни моральной, ни физической, ни материальной возможности, а во дворе у бойлерной за плотными рядами зеленых насаждений, тщательно оберегаемых обществом охраны природы, членами которого были все жители страны по разнарядке райкома партии. Около расположившегося для смены колодок, масла или шаровых опор автослесаря-самородка обычно собиралась небольшая толпа автомоторизованных соседей, сбежавших от тоскливого семейного быта для проведения душевных бесед и дачи советов по ремонту и эксплуатации транспортных средств.
        Однажды, теплым воскресным вечером вышеназванное неформальное объединение по привычке собралось во дворе около «Москвича» инженера Волчкова, пытавшегося с помощью учебника по обслуживанию, набора ржавых рожковых ключей и заумных замечаний присутствующих заменить в машине загнутый в «зюзю» на садово-огородном участке поддон картера. В разгар битвы с неисправностью во двор медленно, крадучись въехал красный «жигуленок» Алексеича из пятого подъезда и остановился в десяти метрах от собравшихся. Мотор продолжал работать, но из машины никто не выходил. Минут через пятнадцать Лева, старейший автолюбитель двора, помнящий еще времена «Победы» и «407-го» вдруг прервал общую беседу и сказал:
- А что это Алексеич мотор гоняет?
        Толпа, мгновенно ощутив новизну и неординарность ситуации оставила измученного Волчкова, приблизилась к «жигулям» и увидела следующую картину: Алексеич сидел, обхватив баранку сверху двумя руками и, положив на них нечесаную, седеющую голову.
- Может помер? – радостно предположил кто-то.
        Однако, после осторожного вскрытия двери, когда из салона вырвался на волю ужасный смрад беспорядочно смешанных вино-водочных изделий, стало ясно, что Алексеич жив и здоров, но находится в невменяемом состоянии по причине злоупотребления зеленым змием. Водителя с трудом растолкали, и он перевел на присутствующих мутные, как воды Яузы, чуть приоткрытые глаза.
- Неужели ты с дачи такой приехал?! – в ужасе завопил Лева.
- М-м-м... – утвердительно произнес Алексеич и кивнул, стукнувшись лбом о клаксон.
- Да, как же ты добрался?
        Алексеич медленно, пытаясь осознать где он находится, повел вокруг потусторонним взглядом, облизал языком высохшие от частого макания в спиртовые растворы губы, напрягся и выдавил:
- В потоке... – после чего вновь уронил голову на руль и сладко захрапел...
        Как ни крути, а ведь мы, за исключением глубокой ночи и дорог, проходящих вдали от мегаполисов, постоянно перемещаемся по бренной земле именно в потоках машин. Это состояние или, точнее, автомобильная среда, характеризуется высокой плотностью четырехколесных железяк на километр дистанции, перемещающихся, примерно, с одинаковой скоростью, не выходящей слишком далеко за рамки правил дорожного движения. Состав потока крайне неоднороден, ибо в нем бок о бок едут и матерые аборигены проезжей части, и наивные в своей самоуверенности и надеждах на молодые глаза и мгновенную реакцию юнцы, и утратившие чувство размеренности «кафе-рэйсеры», которым мешает на дороге все и вся, и неторопливые дедки с водительским стажем, измеряемым с момента образования СССР еженедельным садово-огородным пробегом в сто пятнадцать километров. Кроме того, большое влияние на движение потока в целом оказывает наличие в нем разных автомобилей, как по техническим характеристикам, так и по выполняемым задачам. И все же, несмотря на разницу в возрасте, общественном положении, социальном происхождении и вероисповедании существенно выделяться из потока можно лишь при условии, хотя бы частичного «отморожения» самой верхней конечности с остатками головного мозга внутри. Для этого нужно иметь крайне неуравновешенную центральную и периферийную нервную систему, полностью атрофированную мораль и завышенное самомнение. Борясь с неисчислимыми участниками потока, достичь полной и безоговорочной победы невозможно. Можно только стать полковником Васиным, который, как известно, «воевал с самим собой»...
        Поток, характеризующийся наличием большого количества машин во всех полосах движения не терпит суеты и резких движений. Абсолютно достоверно известно, что даже беспардонное рассекание левого ряда с использованием спецсредств в виде «мигалок» и сирен, не говоря уже о примитивном моргании штатными световыми приборами и повисании на бампере впереди идущего автомобиля на расстоянии, измеряемом микрометром, а также бесцеремонный слалом с расталкиванием оппонентов, дает временной выигрыш у среднестатистического участника потока, измеряемый в пределах одной минуты на десять километров дистанции. Такие «победы», являющиеся даже на раллийных трассах не слишком большим опережением монстра WRC над конкурентами из слабенькой «группы N», едва ли способны компенсировать затраченное нервное напряжение, повышенный расход постоянно удорожаемого топлива и износ тормозных колодок.
        При этом, как правило, попытка двигаться быстрее соседей по потоку в 99-ти процентах случаях регламентирована вовсе не «крайней необходимостью» в виде «улетающего вдаль самолета», преждевременных родов супруги или погоней за шайкой головорезов, совершивших общественно опасное деяние в особо крупных размерах, а обычным, вошедшим в привычку, ставшим подсознательным пренебрежением общепринятыми нормами поведения. У одних это обусловлено наличием более дорогого, мощного и престижного автомобиля, у других – уверенностью, что их дела не идут по значению, важности и срочности ни в какое сравнение с проблемами окружающих, у третьих – убежденностью в неоспоримом превосходстве мастерства управления машиной, а у большинства – всеми вышеперечисленными мотивами.
        Разумеется, глупо призывать насупленно передвигаться в правом ряду без перестроений и опережений, ибо скорость потока по полосам, конечно, различна и численность «торопыг» примерно соответствует количеству откровенных тихоходов, но при этом выбор оптимального варианта движения должен быть обусловлен не принципом «кого бы обогнать», а определением – «что это мне даст».
        Перестроение в более быстрые ряды потока желательно осуществлять, не ставя «на уши» соседей для чего нужно максимально точно использовать динамику машины или реальные свободные пространства. Перестроения «на торможении», без разгона, когда ваша скорость значительно уступает скорости движения соседней полосы, осуществляемые «под бампер» приближающейся машины опасны по многим причинам – и по возможности «получить в бок», и по вызову экстренного торможения «подрезаемого» с цепной тормозной реакцией всей полосы. Таким же образом, «с газом», нужно и встраиваться в поток с разгонных полос.
        Поток, двигающийся с изрядной скоростью не терпит расслабления. В нем трудно удерживать значительную, совершенно безопасную дистанцию перед впереди идущим транспортом, так как в это пространство постоянно будут вклиниваться машины из соседнего, более медленного ряда, а водители, следующие сзади, станут воспринимать ваш разрыв с впереди идущими, как неадекватный и излишне нервничать. Между тем, если следуя за обычной «легковушкой» еще можно просматривать ситуацию на несколько машин вперед и быть постоянно готовым к внезапным изменениям параметров движения, то, находясь в ряду за грузовиком, «газелью», автобусом или автомобилем, водитель которого скрывается от действительности за шторами или наглухо тонированными стеклами, нужно иметь ввиду возможность резкого замедления потока, вызванного каким-то препятствием или внезапного ухода вашего лидера из полосы с открытием взору мирно стоящего в пяти метрах трактора, закипевшего самосвала или приветливо открытого канализационного люка. При этом неплохо бы предполагать, что ваша попытка избежать внезапно возникшего катаклизма путем резкого перестроения способна вызвать экстренные торможения и перестроения всех имеющихся в потоке полос движения с весьма печальными последствиями.
        Особую важность имеют и подаваемые в потоке сигналы. Например, попытка «прожечь фарами» бампер мешающему в ряду, неуступчивому автомобилю может быть успешно заменена на интеллигентное включение левого «поворотника», что воспринимается водителями, как правило, с куда большим пониманием, а выраженная затем благодарность разовым морганием «аварийки» и вовсе способна вызвать повышенную доброжелательность и хорошее настроение даже у самого угрюмого, сварливого и обиженного на жизнь автовладельца, полчаса назад потерявшего кошелек, выгнанного с работы и заставшего жену с любовником. Правда, прежде чем «попросить лыжню» совсем неплохо попытаться понять мотивы неуступчивости лидера, и если сохранение и некоторое сдерживание им потока вызвано длительным обгоном соседей и отсутствием реального места для перестроения, то следует хотя бы попробовать немного «потерпеть». Если же в такой же ситуации оказываетесь вы сами, то включение все того же левого «поворотника», показывающее заднему, более быстрому автомобилю, что вы намерены продолжить опережение соседнего ряда, а за две три машины до его окончания – переключение на правую «мигалку», способно расстрогать и успокоить даже безбашенного «братана» и спешащего неизвестно куда милиционера на «канарейке». Если достаточно быстрый поток приближается к внезапной пробке и это вызывает необходимость давить на тормоз с повышенным энтузиазмом очень логичным выглядит одновременное включение «аварийки», что с одной стороны предупреждает сзади едущих об изменении ситуации, а с другой – помогает сохранить заднюю часть вашей машины в неприкосновенности.
        Не так просто, как кажется, двигаться в потоке с относительно свободным левым рядом. В этом случае при выборе скорости движения по этому «раздолью» следует реально прикидывать ее разницу с основным потоком и вашей возможностью маневра или торможения в случае внезапного перестроения кого-либо в вашу полосу. Это тем более актуально, что с повышением скорости диапазон зрительного контроля сужается, а к скоростям, близким к двумстам и более километров в час и, вовсе, возникает эффект «тоннельного видения», когда водитель уже не в состоянии адекватно оценивать параметры движения окружающих. Он их просто перестает видеть. Последствия же, возникающие в случае выезда в ваш ряд машины, имеющей «конкретную» разницу в скорости с вами – самые печальные. Это и уходы в лобовые атаки на встречную полосу, и размазывание машины по центральному отбойнику, и торможения с неуправляемыми вращениями и собиранием в кучу нескольких «попутчиков»...
        Вообще, в потоке есть свои прелести. Равномерное, умеренное движение на разумном рубеже ПДД позволяет достигать пункта назначения в нормальные, разумные сроки, а, главное, сохраняет ваши собственные ресурсы – и нервную систему, и физические кондиции. Ведь езда на машине (кроме автоспорта) – не самоцель, а средство достижения цели, и от того, в каком виде – вспотевшим, измочаленным, злым, с трясущимися конечностями и таблеткой валидола под языком или спокойным, доброжелательным и веселым – вы прибудете на «станцию назначения» зависят порой и семейные отношения, и успех сделки, и дальнейшая работоспособность. Не говоря уже о сомнительности «ненужных побед», неоправданном риске и повышенном внимании «гаишников» к неадекватно передвигающимся обитателем потока, способного, как «спрятать и сохранить», так и ввергнуть в беду...
        И хотя, конечно же, не стоит повторять «подвиг Алексеича», но задуматься над этим случаем не мешает...

вернуться