Финляндия. Дед Юха 

         То ли из-за того, что я умудрился родиться в Эстонии, то ли из-за любви к спокойным, безлюдным местам, но в Финляндии я всегда чувствую себя, как дома. Неторопливая, сонная жизнь обитателей "северного соседа" всегда наводит на какую-то отвлеченную философию и способствует отдыху нервной системы, истощенной в вечной борьбе с создаваемыми нами самими трудностями. Исключением являются Хельсинки, но все столицы безобразно одинаковы. В то же время многие вещи , которые финны воспринимают абсолютно нормально, человека, имеющего неистребимый российский менталитет, способны просто вывести из себя или, как минимум, заставить усомниться в умственной полноценности защитников линии Маннергейма и их потомков. Почему нельзя собирать ягоды и грибы, которые на севере Финляндии не растут только на асфальте, а надо покупать их в магазине? Почему сауна в каждом жилом доме сделана так, что автоматически включается в 19.00 ежедневно, независимо от того - будет кто париться или нет, но в понедельник не включится ни за какие коврижки, даже если ты весь день работал трубочистом или добывал уголь? Почему в глухом северном финском лесу, где живого человека можно встретить только на четвертый день дороги, надо ясным днем ездить с включенными фарами? Таких, в нашем понимании, несуразностей в Финляндии великое множество, но невозмутимые, непробиваемые, будто танк Т-80, скандинавы относились к этим бытовым чудачествам, как к обычным составным частям своей скучноватой и размеренной жизни.

        В августе девяносто третьего мы приехали в Финляндию впервые. Трасса ралли “Mantta –200”, на которые собирается 200-220 экипажей и обязательно участвуют две-три “звезды” мирового уровня - Мякиннен, Канкуннен, Микола, Ватаннен - была проложена на фантастических гравийных лесных дорогах и представляла из себя такую бесконечную цепь поворотов и трамплинов, что спортивные машины большей частью находились в воздухе, лишь изредка касаясь колесами грешной земли. Мы прибыли на очень приличной, только что собранной “восьмерке” с хорошим, “заряженным” мотором, подвеской отстроенной “под гравий” и, после полного фиаско в Бельгии месяцем раньше, где в буквальном смысле сожгли двигатель, преисполненные надеждой на моральную реабилитацию. Однако, черная полоса фатального невезения на этот раз была проведена жирной линией через всю Европу – от Льежа до Мэнтты, и за три дня до гонки мы опять остались у разбитого корыта - на прикидке новенький мотор “согрелся”, и головка блока стала напоминать своей кривизной извилистые спуски американских горок.. Надо сказать, что в маленьком финском городке, где мы насчитали всего три продовольственных магазина, было столько мастерских по ремонту автомобилей, что говоря языком Ильфа и Петрова, "казалось, что жители города рождались только за тем, чтобы" купить автомобиль и тут же его сломать. С головкой под мышкой мы побывали в пяти-шести таких заведениях, где слышали в ответ одно - "вам надо к деду Юхе", "только дед Юха сможет" и т.д. Когда в седьмом ремонтном боксе механики опять завели старую скандинавскую балладу о таинственном старце, в наши тупые от систематических аварий головы наконец-то закралась первая в сезоне здравая мысль - а не поехать ли нам к столь авторитетному деду Юхе и в личной беседе выяснить - почему его технический талант столь высоко ценят работники местных автосервисов? К счастью, большинство финнов говорит по-английски, и через полчаса долгих объяснений и топографических изысков мы получили на руки долгожданную схему проезда в искомую обитель, по сложности и запутанности успешно конкурирующую со знаменитым маршрутом турпохода Ивана Сусанина, заведшего группу польских товарищей в непроходимую лесную чащу.

После полутарочасового плутания в строгом соответствии с полученными чертежами и устными инструкциями, уже отчаявшись найти искомое место, мы вдруг среди глухого леса вынырнули на полянку, где обнаружили небольшой финский домик, расположенный на берегу живописного озера . Около дома стоял явно благородного раллийного происхождения Ford Escort, что дало нам веские основания предполагать, что легендарный Юха знаком со спортивной техникой не понаслышке. Потоптавшись для приличия у порога, мы постучали и попытались привлечь внимание хозяев маловразумительными криками. Накричавшись вдоволь, мы уже прикинули, как лучше ворваться в помещение, ибо даже в уме не держали после стольких мытарств возвращаться домой не солоно хлебавши, как вдруг тихонько открылась дверь стоявшего несколько поодаль большого сарая и оттуда показался маленький старикашка в очках и чистенькой спецовке. "Юха?" - спросили мы хором. Дедуган кивнул и тут же потянулся к головке, которую Сашка, устав держать, положил на траву. На наши "do you speak English" дед отрицательно покачал головой и, деловито подняв головку, поманил нас вглубь сарая. Честно говоря, это сооружение снаружи даже отдаленно не напоминало мастерскую, но войдя внутрь стало очевидно, что имел ввиду Козьма Прутков, говоря историческое “не верь глазам своим”. Под неказистый снаружи, неровно обшитый, с некрашеными стенами сарай самопальный финский умелец замаскировал целый завод. Не мастерскую, а именно завод. Станок с ЧПУ, фрезерные и токарные станки, шлифовальный, сверлильный, невиданный нами до тех пор инструмент и , приспособления, да чего только там не было! Наши жесты, напоминавшие волны Балтийского моря и одновременное тыканье пальцем в головку было воспринято Юхой с пониманием - головку он фрезернул и отшлифовал так, что мы ненароком подумали, а не придется ли тащить сюда теперь и блок цилиндров. Причем делал он все неспешно, размеренно, тихо шепелявя что-то себе под нос. Когда настал момент расплаты, Юха отодвинул руки, протягивающие доллары и марки и сказал - "автоспорт - фри". К счастью, финские таможенники при осмотре нашей технички проявили явную халатность, что позволило нам провезти в Суоми то, с чем финны давно борются, как с национальным бедствием. Увидев настоящую русскую "Столичную" Юха радостно заулыбался и поманил нас в домик.

        ...Потом приехал его сын, раллист (это его Форд стоял у домика), говоривший по-английски... Оставив меня "в руле", Сашка и Серега до темной ночи каждые полчаса бегали к нашему неисчерпаемому багажнику и только к утру я их привез домой от деда Юхи, с которым мы успели обсудить все, что могут обсудить нормальные люди, сидя за запотевшей бутылкой в тихом лесном финском домике.
Тогда мы стали третьими в классе. А на следующий год, приехав в Мэнтту, первым делом навестили деда и опять просидели у него до поздней ночи, переводя с финского на английский, а потом на русский и наоборот....

[Оглавление][Следующий рассказ]