Машины, которые мы выбираем
Когда я впервые попал на
аукцион, чтобы купить "стартовые" четыре
машины для друзей в России, которые имели
намерение немного поправить свои финансовые
дела путем их последующей перепродажи, моим
первым желанием было найти стул, сесть на него
посредине этого бескрайнего разноцветного
четырехколесного моря и пролить скупую мужскую
слезу по поводу собственного бессилия. Это позже,
натоптав по Скайлайну, Бордентауну и Манхайму не
один десяток миль, я врывался на площадку, имея
четко продуманную программу действий, обегал за
час до начала торгов все интересовавшие меня
места, слушал моторы, проверял работу опций,
заполнял лист бумаги цифрами линий и порядковых
номеров нужных мне машин, расставлял приоритеты
и максимально даваемые цены, успевал поболтать с
русскими дилерами об их сегодняшних намерениях и
договориться со знакомыми об обоюдном
"невмешательстве" в дела друг друга в случае
возникновения идентичных интересов. Это потом
появились маленькие тактические хитрости,
позволяющие несколько снизить цену машины путем
незаметного технического вмешательства в работу
мотора, в результате которого машина прибывала
на линию с "трясущимися поджилками" и с
таким выхлопом, будто ее двигатель работал на
сырых березовых дровах; вступления в торги в
первые и последние полчаса работы аукциона,
когда основная часть дилеров или еще приводила в
порядок невыспавшиеся мозги с помощью regular coffee,
или, наоборот, уже насытив за день свой
автомобильный аппетит, заполняла документы или
стояла в очередях за certificate of title; покупки машин с
заведомыми неисправностями, достаточно легко
устраняемыми в условиях сервиса, принадлежащего
другу и компаньону одновременно. Но все это стало
приходить позже, а вначале я чувствовал себя
человеком, которого в течение месяца морили
голодом, а потом привели на "шведский стол"
размером с тушинский аэродром уставленный
тысячей тонн провианта, дали в руки столовую
ложку и обещали не подглядывать. Особая
сложность первого выбора машин заключалась в
том, что в Москве мне не вручили четких
инструкций, а полученные указания "до трех
литров, не ржавые, не битые, не сильно старые - ну,
вообщем, по-лучше, смотри сам" в окружении
тысячи автомобилей, идеально соответствующих
этим параметрам, ставили меня в положение героя
русской народной сказки "Пойди туда, не знаю
куда, принеси то, не знаю что". Первые два часа я
метался от непривычных российскому глазу
Понтиаков Гранд Эм к остроносым Шевроле
Корсикам, от впечатляющих комфортом Фордов
Таурусов к специфическим Митсубиси Эклипсам, от
модно закругленных Мазд 626 к угловатым, но
легендарно надежным Субару... Результатом моей
бестолковой беготни стало то, что за целый день я
так и не купил ни одной машины, чем невероятно
расстроил дилера, которому пришлось отложить
сладкие мгновения получения гонорара на
неопределенный срок. Впоследствии этот же дилер
предлагал мне стать его помощником с достаточно
приличной зарплатой, а тогда я героически
"держал" взгляд матерого таксиста,
рассматривающего "чайника" въехавшего ему в
задний бампер. Удивительно, но первые купленные
мной "дрова" впоследствии в России были
распроданы моими друзьями "с колес", кроме
одной Шевроле, на которой хозяин, день и ночь
пребывающий в состоянии среднего и тяжелого
абстинентного синдрома, трижды крушил ворота и
стены своего гаража, изменив тем самым экстерьер
автомобиля до неузнаваемости.
Мелко-оптовый экспорт иномарок в Россию,
начавшийся с Европы, довольно быстро пустил свои
корни и за океаном, создав в Америке целую сеть
компаний и дилеров, специализирующихся на
покупке и отправке невиданных заморских машин в
ненасытную пасть бескрайнего российского рынка.
Дешевизна сверхкомфортабельных и, вообщем-то,
надежных "американцев" и широкий
ассортимент американских "японцев", выгодно
отличавшихся от своих европейских собратьев
повсеместным отсутствием педали сцепления и
прохладным нутром, вкупе с исключительно редким
прибытием из-за моря откровенной "левоты",
не позволяла смести с "прилавков"
европейских сородичей, пожалуй, лишь из-за
длительной и довольно дорогостоящей процедуры
их доставки на наши бескрайние просторы, боязнью
и непривычностью "автоматов",
слаборазвитого сервиса и страха перед мнимым
отсутствием запчастей, а, главное, дороговизной
таможни на здоровенные по объему и прожорливые
шести-восьмицилиндровые моторы. Да и многие
дилеры пошли по пути своих европейских коллег,
бесцеремонно выуживая из океана приличных и
добротных машин откровенные "чипы" с
мультипробегами, которые после "рихтовки"
спидометра приобретали достопочтенную и
респектабельную биографию, что давало
сверхприбыли, окупающие подмачивание
собственной репутации, ибо у большинства наших
бывших соотечественников, гонящих туфту на
корабли, до сих пор не может уложиться в голове,
что в покинутой ими дикой и варварской стране
люди влезают в интернетовский www.carfax увереннее,
чем они в брюки, а на запрятанных в московских
дворах станциях техобслуживания - считывают
истинный пробег, например, с крайслеровского
компьютера с такой же легкостью, как
откупоривают бутылку пива...
Большинство наших с Женькой клиентов
были моими друзьями и родственниками, друзьми
родственников или родственниками друзей, людьми,
которых я не просто хорошо знал, но и достаточно
изучил их жизненные принципы, эстетические
идеалы и степень доверия. Поэтому, когда я
пригонял с аукциона Mitsubishi Mirage красного цвета,
взамен заказанного зеленого Nissan Sentra или Subaru Legacy,
вместо Geo Tracker, Евгений только удивленно хлопал
глазами и мямлил : "тебе виднее". И самое
парадоксальное, что эти немногие машины,
купленные в пику заказу, почти всегда даже больше
приходились по душе, чем даже пригнанные в
строгом соответствии с указаниями : "Probe, с
ручной коробкой, мая 1992 года, белый, с черными
бамперами, красным салоном, резиной Cooper, антенной
на левом заднем крыле и тонированными стеклами
0,35". Почти, но не все...
...Мой дядька, к сорока пяти
годам выучившийся кое-как без посторонней помощи
передвигаться на автомобиле и за четыре года
сменивший "Оку" на "девятку", долго
думал, прежде, чем начал потихоньку
проговаривать со мной вопрос о пересадке на
"что-нибудь такое". Измочалив меня
расспросами практически обо всех продаваемых в
США машинах - от малюсенькой Geo Metro до страдающих
явным гигантизмом Tahoe и Expedition, он тщательно
послюнявив пальцы пересчитал наличные и
остановил свой выбор на довольно приличном
американо-японском Ford Escort SW (универсал). Шесть
долгих аукционных дней я потратил на поиски Escort,
но все, что мне попадалось или оказывалось
безумно дорогими, или не подходило по каким-то
другим критериям. Вообще-то, с самого начала я не
был уверен в правильности дядькиного выбора,
обладающего семьей в пять персон и дачным
участком в ста тридцати километрах от Москвы,
поэтому когда мне попался исключительно
приличный Taurus SW, даже с таможней легко
укладывающийся в денежную математику, я без
особых сомнений забрал его за смехотворные
деньги, благодаря сильнейшему дождю и близости
окончания аукциона. Тщательные исследования на
подъемнике показали правильность моего выбора,
однако, по сей день, дядька косится на меня из-за
того, что машина очень плохо входит в
"ракушку", и он никак не может привыкнуть к
ее габаритам, действительно коренным образом
отличающиеся от микроскопических размеров
"Оки"...
Представить Америку без автомобиля так
же сложно, как Бразилию без футбола или Финляндию
без озер. В автомобилях едят, читают, становятся
женщинами, делают прически и играют в карты.
Автомобиль в Америке также обиходен, как вилка
или ботинки, но наряду с этим он все же является
культом нации, символом принадлежности к
определенному общественному строю и уровню
состояния. И несмотря на легкость управления
мощными, безопасными машинами, снабженными
всевозможными удобствами, автоматическими
трансмиссиями, гидро- и пневмоусилителями,
американцы, в своем большинстве ездят неважно.
Только строго соблюдаемые скоростные пределы и
достаточно высокая культура поведения за рулем
оставляет статистику трагедий в благополучных
пределах.
Говорят, автомобиль создал нынешнюю Америку. Я думаю, что это не совсем полное определение - автомобиль создал и американцев тоже. В массе они удивительно похожи на свои машины - мощные, прямолинейные, надежные, не держащие в уме, что на свете может быть что-то лучшее, чем Соединенные Штаты .