Эпилог

"Не волнуйтесь, я не уехал,
И не надейтесь - я не уеду"
(В.Высоцкий)

        Начиная писать "Записки" в Интернете, я не предполагал, что они вызовут такой интерес. Об этом я сужу и по откликам в конференции, и по ежедневно наполняемому e-mail, и по общению с друзьями и знакомыми, что позволяет мне предполагать, что десятки принтеров в России и США, Израиле и Германии тиражируют этот "самиздат", выводя его далеко за рамки www.auto.ru. И этот маленький ажиотаж вызван вовсе не "талантом" и стилем автора, и не желанием узнать больше о "диковинных странах", и уж тем более - не возможностью на минуту-другую отвлечься от вневиртуальной действительности...

        Я задумал "Записки", как стилизованные, незатейливые рассказы о различных происшествиях и случаях "за бугром", но постепенно понял, что не смогу уйти от сравнительных метафор, от наблюдений и выводов, пропущенных сквозь призму мировоззрения обыкновенного русского человека, привыкшего жить в удивительной стране России, аналога которой в мире не было, нет и не будет. Эту страну можно любить и ненавидеть, не понимать и бояться, ругать и воспевать. Но к ней, к ее истории, к ее внутреннему содержанию нельзя относиться равнодушно. Из нее можно уехать на время или навсегда, придумав себе оправдание в сохранении человеческого облика детей, невозможности реализации в неустойчивых российских условиях своего творческого или коммерческого потенциала, и даже в приверженности к крайнему космополитизму, похожему на канувшую в небытие философию хиппи, искавших оправдание безделья, наркомании и сексуально-нравственной распущенности в теории "детей цветов не принятых миром". Уехать можно, уехать просто. И у большинства уехавших нет и не будет социально-бытовых проблем, ибо Россия закалила их, помогла получить разностороннее образование, научила не бояться катаклизмов и преодолевать любые трудности, своей неустроенностью, постоянно возникающими проблемами, суровостью жизненных законов дала трудный опыт, имея который не выжить в устойчивых, прямолинейных и даже, порой, рафинированных условиях способен только очень ленивый или полностью бездарный человек. Но уйти от себя, перестать любить страну, где вы родились и прожили многие годы, отбросить все хорошее и помнить только плохое, жить, не сравнивая и не убеждаясь во многих российских приоритетах, вы не сможете. На это способна только машина, перевезенная, например, из Ярославля в Бостон, но человек, имеющий эмоции, чувства, абстрактное и алогичное мышление, ассоциации и переживания не может полностью вытравить в себе прошлое.

        Быть может поэтому "Записки" получились не столько зарисовками, сколько размышлениями, формой, иногда подсознательного, а чаще открытого, сравнения, через которое я хотел выразить и свою любовь к своей стране и людям, вместе с которыми живу, и свою надежду на то, что "все еще будет", попыткой показать, что не "так страшен черт, как его малюют", что преуспевающие жители Европы и Америки во многом уступают нашему исключительно талантливому и доброму народу. Я, конечно же, не претендовал "на истину в последней инстанции", а выражал свой взгляд на вещи, стараясь не сбиваться на прямолинейные ответы критикам на вопросы - "почему же мы такие хорошие и так плохо живем?". Потому что мы - русские. И даже объективные исторические причины - потому что у нас всегда войны, из последствий которых противников вытаскивает весь остальной мир, а мы всегда выкарабкиваемся сами; потому что мы всегда готовы помочь всем - от средневековой Грюнвальдской битвы, до самолета МЧС, посланного к черту на рога во время страшного пожара на Сахалине; потому что мы, как никто, склонны к самопожертвованиям во благо неизвестно кого - ни это, ни другое, аналогичное и бесспорное, не сможет объяснить конкретному человеку - почему он ест хлеб с картошкой, сваренной на костре из-за отключения газа, а рядовой янки или бюргер в это время балуются "гамбургерами" и коктейлями, сидя в уютном МакДональдсе, точно так же, как ни один конкретный человек никогда не возьмет на себя вину за плачевное состояние дел, хотя из деятельности каждого складывается благополучие общества. Скатиться в эти политические дискуссии - не являлось целью моих заметок, ибо главной задачей любого, пусть даже плохенького, изобилующего грамматическими и историческими ошибками, творчества должно быть пробуждение человеческих мыслей, эмоций, чувств, способности осмотреться не только вокруг, но и взглянуть на себя со стороны...

        Я не уехал, хотя такие возможности и мысли у меня были, потому, что я не смогу жить нигде, кроме России. Я не смогу жить без своих родителей, которые никогда не поменяют свои деревенские просторы и труд на родной земле на ухаживания за цветочками в четко отмерянном метровом палисаднике. Я не смогу жить без своих друзей, которым нужен я, и которые нужны мне, с которыми приходилось и быть на вершине, и утопать по горло в дерьме, которые в самую трудную минуту приходили мне на помощь, и которым я, бросив все и вся, и не думая о сохранении престижа или благосостояния всегда помогал в трудный час. Я не смогу жить без нашей атмосферы, без наших русских взаимоотношений, без своей работы, на которой, уверяю вас (это не мое личное мнение) я делаю все от меня зависящее, чтобы в этом направлении был очевидный прогресс и заметный результат. Я много без чего не смогу на Западе... Поэтому, я не уеду...

        И последнее. Мне понятен взрыв критики в Интернете со стороны эмиграционной части читателей (особенно, по e-mail), хотя в прологе к запискам о США я просил не относиться к моим размышлениям столь серьезно. Я не буду ввязываться в выяснение отношений, хотя отдельные письма и носили оскорбительный характер и обвинения в русофобии, а некоторые являлись этакими снисходительными уроками элитарных лингвистов, историков и литературоведов по всевозможным школьным и социологическим дисциплинам, преподаваемые малограмотному псевдолитературному выскочке. Скажу одно. Да, мне недостает соответствующего образования и знаний, мне не хватило времени для редактирования текстов, исправления опечаток и ошибок, вам удалось потревожить мое самолюбие и слегка поплевать мне в душу, но, с другой стороны, я рад, что даже столь незначительный и малограмотный труд задел вас за живое, заставил вылезти из своих хрустальных евро-американских нор, породил в вас пусть и отрицательные, но эмоции. Пусть подавляющее большинство побоялось высказать свои претензии публично, а воспользовалось почтой, но уже то, что вы не пожалели своего драгоценного времени, радует - значит еще не пришло равнодушие и, следовательно, не все у нас потеряно...

[Оглавление]