Школа выживания

        Странно, что мы порой удивляемся хронической неприспособленности аборигенов Старого и Нового света, умудряющихся насмерть замерзнуть при температуре минус 10 градусов по Цельсию или с первого удара расплющить себе палец, забивая гвоздь в фанерную стену своей "крепости". Ну, откуда может появиться умение остро и адекватно реагировать на катаклизмы, если люди десятилетиями живут по одной, зачитанной до дыр конституции, в до противного, пахнущего сварившимися водорослями теплом климате и под руководством правительств и президентов, отличающихся друг от друга только фасонами фраков?. При таком унылом, сером однообразии внешних и внутренних жизненных факторов каменеют гены, тупеют мозги, рыхлеют мышцы и при наступлении экстраординарных ситуаций в голову, конечно, не приходят идеи постройки буржуйки на пятом этаже панельного дома с выводом трубы в форточку или изготовление необходимой в быту стиральной машины из частей блюминга, утащенного по частям с родного завода.
        Другое дело - наша многострадальная Держава. Со стопроцентной вероятностью в России реально ожидать только две вещи: обязательное наличие снега в январе в Нарьян-Маре и позорное выступление сборной по футболу в Чемпионате Европы или Мира. В остальном же, пытаться предугадать события завтрашнего дня можно с тем минимальным процентом успеха, с которым в годы развитого социализма в денежно-вещевой лотерее выпадали выигрыши автомобиля "Москвич". Очевидно, что в наших условиях ежедневно меняющихся реалий даже гениальному Нострадамусу пришлось бы через пару месяцев писать заявление об уходе на пенсию, не говоря уже о нахлынувших в СМИ всевозможных предсказателях средней руки, дающих маху в каждом прогнозе и пытающихся отделываться общими фразами. Развиваясь в постоянно эволюционирующих событиях, наше население привыкло без тени волнения включать утром телевизор и, узнав об очередных "реформах", изменениях и катастрофах, не бить в набат, падать в тихий обморок, рвать последние волосы на голове, корить судьбу или тихо возмущаться, а немедленно начинать предпринимать кардинальные меры, которые позволили бы максимально стабилизировать обстановку в одной, отдельно взятой квартире. И выход всегда находится…
        …Не успели рядовые граждане насладиться относительной доступностью приобретения подержанных иностранных автомобилей, а перегонщики устать от вала клиентуры, как судьба уготовила всем новое испытание. Загрустившие на безрыбье "официальные дилеры" зарубежных автостроительных компаний при поддержке несломленного духом и пышущего идеями и планами создания усилителя руля и подушек безопасности ВАЗа перешли в грандиозное наступление на правительство и народных избранников. Результатом их титанических рекламно-пропагандистских усилий и финансовых вливаний в широкие, бездонные карманы "лоббистов" стало утверждение новых (в который уже раз!) тарифов таможенных пошлин (ЕТС) для физических лиц. При этом, никого не смутило мгновенное отторжение от бюджета страны нескольких миллиардов, буквально, падающих с неба "растаможенных" долларов и большие сомнения населения по поводу реализации замысловатой "Концепции автопрома", фиговыми листами которой умело прикрывались в очередной раз обогатившиеся чиновники. Размеры таможенного ноу-хау оказались столь высоки, что перегонщики получили тяжелейший стресс, сравнимый с состоянием боксера-перворазрядника, пропустившего прямой правый от Майка Тайсона. Месяц, отпущенный благородным Правительством на "плавный переход" к скачкообразному повышению цен на иномарки, они использовали на ввоз всего, что было способно как-то передвигаться по грешной земле и что позволяли все их наличные и безналичные бюджеты.. Наконец, сойдясь в прощальной рукопашной схватке за места в очереди на последней стометровке пограничных переходов, перегонщики приняли позы роденовского "Мыслителя", отличаясь от оригинала только наличием верхней одежды, и всем гуртом принялись лихорадочно оценивать вновь осложнившуюся ситуацию.
        Искать из нее выходы было тем более сложно, что в дополнение к легко прогнозируемому нашествию в закрома Родины импортного "новья" прибавился еще и взлетевший к Монблану курс "евро", враз убивающий охоту к покупке европейских машин. На границах и в таможенных терминалах воцарилась небывалая тишина. Таможенники резались в домино и томились в тягостных думах по поводу враз оскудевших личных бюджетов… Правительство в очередной раз убежало в отставку. Наступил "мертвый сезон".
        …Однако, бизнес по имени "перегон", отлежавшись после очередного нокаута на ринге, вновь начал приподниматься и, хотя, до боевой стойки было еще далеко, но на колени он встал довольно быстро. Оказалось, что "дилеры", при всем желании не в состоянии обеспечить полной гаммы рынка. Население все же имело определенную платежеспособность и далеко не все хотели приобретать за пятнадцать-двадцать тысяч тяжело доставшихся долларов маловразумительные и "пустые" французские и корейские малолитражки, а предпочитало за эти же деньги пусть малость поездившие, но еще очень крепенькие и боеспособные машинки в стиле "luxury", "limited", "all-wheel-drive" и т.д. Разобравшись в вопросе, получив возможность везти машины по доверенности, перегонщики снова начали потихоньку пополнять отечественный автопарк трех-семилетками. Вчерашние бескомпромиссные сторонники баварских земель, еще недавно пускавшие пену и злобную слюну при слове "Америка", вдруг прониклись необъяснимой симпатией к аукционам Манхайм, нашли себе дилеров и принялись везти Лексусы и БМВ c ранее ненавистных берегов, обильно омываемых Атлантическим или Тихим океанами.
        Вместе с тем, объемы возимого "б/у" явно снизились, что заставляло обленившихся в эпоху изобилия перегонщиков напрячь окислившиеся мозги и искать новые формы и методы работы, позволяющие как-то снизить планку нахлынувшего таможенного беспредела и худо-бедно конкурировать с "фирмачами" в ценовой политике,. И выход, конечно, был найден…
        Во-первых, в бой были брошены резервы из ветеранской гвардии - в виде временно позабытого совокупного таможенного платежа (СТП). Как ни старались приближенные к Правительству экономисты сделать одинаковыми таможенные поборы для юридических и физических лиц, но все же для ряда машин проявилась выгода очищать их от буржуазного прошлого с помощью СТП. Перегонщиками немедленно были созданы ПБОЮЛ, которые стали пропускать через себя часть старых (и новых!) автомобилей, таможня которых на "юрлицо" существенно отличалась в нужную сторону от таможни на "физиков". Особенности СТП по оценке машин в зависимости от года выпуска, пробега и реального состояния, разумеется, тоже играли свою роль. Как результат, в стране моментально вырос интерес к минивэнам в лице неувядаемого Dodge Caravan и седанам американского производства с моторами средней тяжести и новехоньким "тойотам", "субарам", "инфинити", которые ушлые перегонщики умудрялись привозить дешевле и, главное, быстрее "официалов".
        Но этим дело не ограничилось. С немалым удивлением пополнившаяся "немецкими захватчиками" армия перегонщиков-американцев вдруг сообразила, что, несмотря на стабильность политической и экономической обстановки, в "стране одноразовых стаканчиков" нет-нет, да и находятся люди попадающие в различные ДТП - от легких касательных ранений до бередящих сознание хайвейных катастроф со списанием автотранспорта в total loss. Быстро выяснилось и то, что местные автомобильные свалки со звучным названием "junk" завалены отнюдь не только старенькими, безболезненно отходившими свое Трэсерами и ГрандЭмами выпуска времен "холодной войны", но и совсем свежими автомобилями, поучаствовавшими в лобовых атаках или пережившими то и дело наваливающиеся на страну тайфуны. Кинув взгляд на северо-запад, наши ребята вспомнили великий завет Ильича "Учиться, учиться и учиться!" и поняли, что заимствование передового опыта восстановительных технологий автотранспорта у промышляющего десятилетиями этим бизнесом литовцев и им не чуждо. Быстро создав цепочки - джанка-сервис-рынок, относительно новый для России бизнес принялся опустошать американские автомобильные кладбища и заваливать согнутыми в дугу, практически ничего не стоящими железяками портовые площадки Финляндии. Причем в вопросах экономии, наши реаниматоры тут же дали сто очков вперед нерасторопным литовцам. Так, закупаемый металлолом грузился в контейнеры по 4 -5 штук только что не бульдозерами, что значительно удешевляло перевозку. Туда же закладывались необходимые "ремкомплекты" из крыльев, лонжеронов, стекол и других запчастей. Наиболее смекалистые восстанавливали машины не на относительно дорогих российских стапелях, а в братской Беларуси, где принципиальный Батька создал условия, при которых десять долларов рассматриваются населением, как сокровища Агры.
        …И вот уже на рынках появились свежевыкрашенные, без единой царапинки лимузины "только что из США" по ценам, от которых у обывателя начиналось обильное слюноотделение и запотевание ладоней, и хотя здравый смысл и внутренний голос все же подсказывал им святую, старую, как гробница Тутанхамона истину, что "чудес на свете не бывает", но гнусная, противная, шипящая в груди жаба все же брала свое… Этот вал не в состоянии остановить даже Карфакс, в котором трагедии, пережившие машинами, как правило находят свое отражение. Наше бедное (в прямом, финансовом смысле) население все равно будет покупать эти автомобили, как брало набившие оскомину ГЛП и откровенно ворованное…
        …Трудно сказать, хорошо это или плохо. В хорошо восстановленной машине за небольшие деньги порой больше плюсов, чем в "правильной", но более старой. По-крайней мере, "ребилдт" однозначно лучше машин с перебитыми номерами и липовыми документами. И если человек реально представляет себе - что именно он берет за "такие" деньги, то может быть он делает правильно… Конечно, рынок - это всегда лотерея, но все же в этой игре есть возможность хотя бы не сильно проиграть…
        Думается, что школу выживания перегонщики еще далеко не закончили. Неиссякаемая любовь к реформам и, особенно, к реформам приносящим личную прибыль потребует новых жертв. Что ими станет? Отмена доверенностей, новое изменение таможенных ставок? Это неизвестно. Но готовым к неприятным неожиданностям нужно быть всегда…

        eulex

[Следующий урок]