Эволюция

     За многие годы существования система обеспечения населения машинами инородного происхождения прошла тернистый и извилистый путь. Подобно дарвиновской обезьяне, чтобы стать "человеком", она приспосабливалась к изменяющимся условиям, но эволюционировала намного быстрее, чем первобытный человек додумывался, что копать проще острой палкой, чем нестрижеными когтями, а катать легче, чем носить. Вместе с тем, эволюция одетых в шкуру и бегающих босиком по лесам неандертальцев и упакованных в Дольче Габано и наматывающих хайвеи на Мишлен сытых мужчин из атвобизнеса удручает своими едиными корнями - и те, и другие предпринимали меры, направленные в единое русло - жить лучше, есть больше и вкуснее, а главное, - предпринимать для этого меньше усилий.
     Разница была лишь в том, что в результате мыслительных процессов питекантропы и иже с ними брали в руки острозаточенный камень или принимались месить глину, а современные бизнесмены садились за компьютеры.
     В условиях, когда вместе с памятником Дзержинскому, Варшавским договором и научным коммунизмом исчезло такое великое понятие, как "дефицит", на первое место взамен вопроса "где достать?", встала проблема "кому продать?". Миллионы людей начали метаться в поисках сбыта надыбанных различными путями товаров и услуг, придумывая или заимствуя у более опытных товарищей из-за вчерашнего "железного занавеса" новые методики реализации продукции, имевшей в эпоху развитого социализма емкое и короткое название - спекуляция. В дело пошли кредиты, скидки, подарки, сэйлы и прочие гримасы капитализма, имевшие в наших специфических условиях сильно извращенные формы: "кредиты 0%" оказывались в итоге "кредитами 20%", скидки были заранее дважды учтены в новых ценах, на сэйлах продавалось приготовленное для помойки, а подарки годились разве что для переадресации любимой теще с последующим месячным злорадством от содеянного. Все указанные мероприятия были внедрены и в среду продажи автомобилей, но полного удовлетворения от увеличения спроса не вызвали.
     Между тем, в стране, воспитавшей на своих необозримых просторах таких гениев "бизнеса из ничего", как Мавроди и Соловьева, не могли не появиться талантливые люди, способные не просто напролом награбить и сбежать, а сделать это тонко, с юмором, с психологическим и экономическим обеспечением. На место низколобых, упругих, напоминавших телосложением параллелепипеды ребят в кожанках, использовавшим для обогащения нагревательные приборы и китайские версии пистолета ТТ, пришли щуплые очкарики в накрахмаленных мамой однотонных рубашечках и с обвязанными галстуками тонкими шейками. В их пытливых, горящих идеями умах рождались настолько изощренные комбинации, что великий О.Бендер со своими "Рогами и копытами" и "Союзом меча и орала" начинал казаться второклассником, вырвавшим лист с "двойкой" из дневника. И, конечно, такая ниша, как "перегон" не могла оказаться изолированной.
     Человек, задумавший пересесть на более новый, лучший автомобиль, в своем выборе руководствуется несколькими мотивами - престижем и качеством марки, требованиями к мощности и опциям, целевым использованием и расходом дорожающего топлива. Но при этом главным для определяющегося в своих желаниях и возможностях индивидуума является, конечно же, цена. Желание приобрести за меньшие, порой - нереальные деньги наилучшую во всех отношениях машину, как уже неоднократно отмечалось в этих заметках, является, практически, маниакальным и, за редчайшим исключением, не подлежит коррекции с помощью доводов, расчетов и здравого смысла. Разумеется, что на этом неизгоняемом из умов "пунктике" и строится "работа с клиентом" в новоявленных "мммах" и "властелинах".
     Вероломные, устаревшие и, потерявшие актуальность в условиях возрастающего допуска с "карфаксам" и предпродажной диагностике, старомодные "регулировки спидометров" и восстановление посетивших "джанк" лимузинов, хотя и сохранились в перегонной среде, но ныне являются, по сути, моветоном, и их пациенты годны, разве что для обезличенной продажи совсем наивным посетителям авторынков из далекой глубинки. В дело идут совсем другие методы.
     Однажды, настоятельно ищущий свою автоудачу человек, натыкается в интернете или в пестром журнале типа "Автомобили и цены" на предложения некоей фирмы "Интервинтерюсакар", готовой по его желанию привезти и торжественно поставить "под окно" любой автомобиль со своей огромной стоянки, скажем, в Калифорнии. Тут же присутствуют фотографии в фас и профиль, технические описания машин с поистине фантастическими показателями и, главное, ценами, которые начисто блокируют мозговую деятельность их будущего обладателя. Созвонившись или связавшись по e-mail, натасканный на повсеместном надувательстве покупатель без проблем получает VIN любых машин и, оседлав какой-нибудь "авточек", с удивлением обнаруживает, что история их эксплуатации напоминает беспорочное зачатие, а указанные пробеги находятся в полном соответствии с данными "мотовиклов". Посещение чистого, аккуратного офиса в пределах Садового кольца, заполненного оргтехникой и модельного вида девушками в дорогих деловых костюмах еще больше расслабляет клиента, а точные, продуманные ответы на волнующие его вопросы - "почему так дешево?" и "в какие сроки?" окончательно опрокидывают в нирвану. Ну, действительно, разве удивительно, что фирма реализует машины ниже trade-in потому, что сменился модельный ряд, год, все они наперечет отобраны судебными приставами у злостных неплательщиков и срочно реализуются по сумасшедшему демпингу и т.д.? Ослепленный фарфоровыми улыбками и обвороженный силиконовыми грудями менеджеров, разомлевший от кофе-чая и успокоенный скороговоркой из загадочных, но убедительных импортных терминов клиент, выбирает автомобиль и приглашается к подписанию объемного договора, после чего вносит в кассу фирмы предоплату процентов 50 от сделки, получает приходный ордер, экземпляр соглашения и убывает ждать счастливого момента встречи с прекрасным будущим. В течение срока ожидания он периодически звонит в офис и получает милые уверения, что все идет нормально. Через пару месяцев и в его квартире раздается долгожданный звонок, и покупатель приглашается для получения своей мечты. Захватив остаток определенной к оплате суммы и еще раз возрадовавшись нежданно-негаданно свалившейся на него экономии, преисполненный адреналина, он на крыльях летит в офис, где его встречают с распростертыми объятиями и, усадив в знакомое, обволакивающее кожаное кресло, с очаровательной улыбкой сообщают, что при транспортировке отобранной по каталогу, его, скажем, "Тойоты Камри" произошли форс-мажорные обстоятельства, после которых она полностью потеряла товарный вид и подлежит однозначному списанию. Тут же остолбеневший, словно после укола аминозина, клиент, с трудом понимая, что происходите успокаивается извещением, что взамен фирма готова отдать ему другую, практически такую же машину и, причем, с солидно скидкой. Осмотр "замены" приводит покупателя в состояние тяжелого нервнопаралитического шока. "Камри" оказывается другого цвета, комплектации и года выпуска, пробег в 130 тысяч миль просматривается в ее прошлом без всяких "карфаксов" и очков, кузов напоминает вышедший из тяжелого боя БТР, а салон свидетельствует о том, что в нем непрерывно курили марихуану и постоянно проливали кофе пять "афроамериканцев", возивших к тому же злую собаку, день и ночь кусавшую и царапавшую все внутренние поверхности.
     Ошарашенный покупатель тут же просит встречи с руководством фирмы для оформления отказа от приобретения и возвращения денег, но аудиенция с подготовленным, специально выделенным для таких бесед человеком не несет ничего позитивного. Фирма всецело понимает щекотливость ситуации и готова вернуть деньги, но… в соответствии, с подписанным договором, после реализации автомобиля. При этом сроки этой самой реализации в договоре, как правило, не указаны…
     …Разумеется, что существует некий "процент" доверчивых любителей отличных дешевых машин, которые встают в шестую позицию и вступают в нудную тяжбу с фирмой, нанимают адвокатов или братков, доводят дело до суда и т.д. Есть и такие, кто терпеливо ждет "реализации" и возврата своих денег. Все эти действия до мелочей продуманы организаторами бизнеса и, как правило, не приносят им серьезных хлопот. Но большая часть "обманутых вкладчиков", отрезвев от нокдауна, полученного осмотром, довольно трезво оценивает степень "своего попадания", а главное - отчетливо понимает, что победить юридически и физически подготовленный к такому повороту событий коллектив единомышленников будет равнозначно одиночному восхождению на Джомолунгму. И из возможных зол выбирает путь наименьшего сопротивления - забирает предлагаемый автомобиль. В конце концов, цена полученной ими машины, обычно, полностью соответствует ее качеству, а моральный ущерб, рано или поздно, компенсируется временем - ну, реализовали через них плохонькую, машину, но, ведь, не "кинули" вовсе…
     Приведенная схема проста, как таблица умножения и вписывается в два квадрата - заманили "халявой" - продали по нормальной, доходной для фирмы цене, по которой трудно продать. Но и доход с такой деятельности невелик. Есть системы поинтереснее…
     Начало следующей комбинации полностью соответствует предыдущей. Только "в каталоге", обычно, фигурируют не дешевые Форды и Мазды, а исключительно монстры автопроизводства с ценами от 30-40 тысяч долларов и "дискаунтом от реалий" в 7-10 тысяч. В остальном, так же, как и в предыдущем случае, клюнувший на дешевое и хорошее клиент подписывает договор, вносит солидную предоплату и отправляется ждать прибытия машины, однако, период ожидания неожиданно затягивается… Начинающий беспокоиться покупатель начинает постоянно нервно названивать и даже навещать офис, где ему дружелюбно, вежливо, с улыбкой, убедительно и доходчиво рассказывают о возникших трудностях - месяцами задерживающихся контейнерах в портах, зверствах американских таможенников, пьянстве финских докеров, дующих навстречу ветрах и мешающих нормально плыть течениях, забастовках немецких портовых грузчиков и т.д. Затягивание времени, тонко чувствующими психологию клиента менеджерами, достигает, как правило шести и более месяцев, в течение которых, порой, удается еще и выманить из него оставшуюся сумму, но всему бывает предел. Убедившись, что до нервного срыва и попытки вооруженного нападения на офис у покупателя остался один крохотный шажок, "фирмачи" радостно приглашают его в офис для получения долгожданной покупки, где с каменными лицами и с интонацией людей, потерявших работу и близких родственников одновременно, сообщают о трагедии на перегоне Новгород-Тверь, в результате которой автовоз с его машиной оказался в кювете. Выдержав, паузу, во время которой клиент проводит первичный анализ ситуации и вырабатывает план дальнейших нестандартных действий, менеджеры отправляют его в кассу, где ему возвращают всю внесенную сумму в полном объеме. Закаленный в беспределе нашей экономики покупатель, как правило, испытывает от этой акции полное удовлетворение и редко кто, да и то, только уже дома понимает, что в течение полугода он беспроцентно кого-то кредитовал… И был он со своей "тридцаткой" далеко не один…
     Но и это - не вершина творчества.
     Представьте себе, что вы, человек давно подыскивающий себе приличную иномарку обнаруживаете, что ваш сосед (родственник, знакомый - ненужное зачеркнуть) ездит на изумительной с первого взгляда машине. На вопросы - что? откуда? за сколько? он сообщает о фирме, которая за пару месяцев пригнала ему это чудо и называет цену, о которой вы даже не можете мечтать. Тертый в боях за справедливость, вы надменно усмехаетесь и предлагаете ему проверить VIN по "карфаксу".
- Проверял. Сам. Вот распечатка!
- А на станции был?
- Был. Все перетряхнули - идеальная машина!
- Таможня?
- Есть все документы. Пробита по базе ГТК!
- Но, чудес не бывает! Она должна стоить дороже!
- Понимаю. Сам извелся… Все в полном порядке…
- Адрес?!
     Тут бы вам и вспомнить легендарные пирамиды 90-х… Но куда там! Вот же оно стоит перед вами! И вы едете в офис…
     Не буду утомлять рассказом, как через несколько месяцев вы оказываетесь перед его закрытыми и опечатанными дверями. Как сотрудники УБОП и ОБЭП под натиском обманутого населения находят в какой-нибудь Балашихе бомжа-наркомана, на паспорт которого был оформлен ООО "Интергазвазусакар". Как вы создаете общество борьбы за справедливость и т.д. Это все можно легко найти в интернете. В этой "пирамиде" есть своя изюминка, шарм, если хотите… Для того, чтобы клиенты выстроились в очередь и наперебой уговаривали взять деньги нужно создать, как это модно называть - "бренд", а для этого мало обычной, настрявшей в зубах рекамы - нужно сделать что-то особенное, так как воспоминания о "Чара-банке" и "Хопре" еще очень свежи в памяти населения. Поэтому ООО вначале работает именно так, как должно работать - себе в убыток пригоняются отличные, качественные, абсолютно "правильные" автомобили. Причем пригоняются в обычном порядке - депозит, покупка, таможня, оформление. Каждое такое "чудо" тащит за собой, как бурлаки с картины Репина баржу, - новых удивленных "вкладчиков", ломящихся на крючок, как глупая лосось в местах разведения . В какой-то момент наступает "критическая масса" - с этого момента фирма перестает покупать машины, но продолжает собирать деньги. Через три-шесть месяцев ее владельцы отбывают в "офшор", где переодеваются из смокингов в шорты, а клиенты - в ОБЭП…
     Перечисленные способы зарабатывать на наивности - только часть многообразия. Совершать подобное, разумеется, могут не только рабочие коллективы в офисах, но и "одиночки" в холодных гаражах. Полной страховки от этого, пожалуй, нет. Ни "правильные" цены, ни "бренд", ни здравый смысл не дают стопроцентной гарантии исполнения желаний, но кидаться на откровенную "халяву" с голливудской улыбкой, право - самый опасный путь.
     И как та самая обезьяна, однажды схватившая палку, стала в итоге изобретателем реактора или президентом Coca-Cola, так и методы наживы на автотранспорте станут более совершенными и изысканными…