Урок 2

Этика

        Не успел первый заокеанский четырехколесный гость пробежать непривычную глазу и слуху российского обывателя стартовую милю по щербатым отечественным трактам, как его поведение и внешний облик подверглись испепеляющей критике сотен и тысяч поклонников европейской тематики в автомобилестроении, дружно отвергающих саму мысль присутствия в их рядах экипажей дядюшки Сэма. Опершись на черные баварские капоты, многочисленный отряд освободителей европейских автохаусов от скопившейся в них армады престарелых потомков “пантер” и “тигров” начал поливать пенсильванских и калифорнийских конкурентов грязными речевыми и журналистскими потоками, в мутных водах которых рядовой автолюбитель уже категорически не мог различить ни одной капли чистой воды. В ход шли и доводы о пираньеподобной прожорливости двигателей, способных мигом осушить нефтеюганское месторождение, а также - их слабосилии при шести-восьмицилиндровых габаритах, и рассуждения о полном несоответствии кузовных размеров стремительно сокращающимся возможностям паркинга и мелковатой гаражно-ракушечной архитектурной кубатуре, и триллеры о мгновенной кончине мягких и нежных подвесок на наших ухабах и в заботливо приоткрытых канализационных люках, и зловещие предупреждения об отсутствии минимального сервиса и рынка запчастей. Кроме технической стороны вопроса, человек, засмотревшийся было на “Таурус” или “ГрандЭм” отгонялся от них в сторону “Пассатов” и “Гольфов” социологическими предположениями о тупости американцев, не способных отличить крышку бензобака от заливной горловины бачка опрыскивателя и их наплевательском отношении к техническому обслуживанию своих железных коней, морскими рассказами об ужасных океанских штормах, накрывающих волнами палубы кораблей вместе с плывущими в Хельсинки клиентскими автомобилями, метеорологическими выкладками об ураганах и тайфунах во Флориде, а также откровенной “клубничкой” о приверженности жителей Америки к использованию автомобиля в качестве платцдарма для удовлетворения своих самых низменных потребностей, вызывающей у наших граждан чувство брезгливости и ощущение постоянного присутствия в салоне въедливых вирусов синдрома иммунодефицита.

Совершенно естественно, что зарождающаяся каста перегонщиков заморских “черокки” и “вояджеров” не могла хладнокровно выслушивать поклеп старожилов рынка и, проведя разведку оборонительных рубежей противника и нащупав в ней слабые места перешла в решительное контрнаступление, имевшее стратегической задачей не столько отмывание от грязи собственных колесных дисков и инжекторов, сколько ответное обливание помоями оппонентов. В частности, повсеместно использовалась убийственная для паневропейцев статистика поставок откровенной “левоты” с перебитыми номерами, приводился вызывающе большой процент машин тайно или по договору с хозяевами угнанных с места постоянной дислокации, восстановленных из металлолома в литовских и польских мастерских, нерастаможенных, имеющих вопиющие несоответствия между документами и жестокой действительностью. Кроме того, широко применялся неутешительный для ближнего зарубежья сравнительный анализ цен на европейские модели и их американские аналоги, надменные упоминания о скудности опций, микроскопических размерах и редком применении автоматических трансмиссий.

        Понятно, что во все времена были, есть и будут приверженцы и “Фиата Типо”, и “Шевроле Каприс Классик”, в багажник которого упомянутый “Типо” можно засунуть без особого напряга и поэтому сравнительные, а тем более обличительные характеристики годятся разве что для самоуспокоения сторон. Однако, в нашей стране, индустрия которой многие годы, мягко говоря, не баловала население разнообразием автодизайна и эксплуатационных удобств, такая форма работы с населением по сей день приносит ощутимые плоды, склоняя доверчивых сограждан к тому или иному выбору, далеко не всегда соответствующему действительным потребностям и интересам. В результате, человек имеющий большую по численности семью и постоянно вывозящий на дачу предметы домашнего обихода и стройматериалы вдруг покупает не “Форд Аэростар”, а “Ауди 80” и, наоборот, любитель атакующего вождения усаживается не в “Субару Импреза”, а в “Додж Интрепид”.

        Мне кажется, что в любом деле важна этическая сторона проблемы.

        Абсолютной истиной является то, что любой автомобиль от “Оки” до “Мерседеса” имеет свои преимущества и свои недостатки, и беспроигрышным вариантом является не “перемывание костей” оппонентам, а честный, профессиональный рассказ о тех машинах, которые ты предлагаешь и с которыми тебе приходилось иметь близкое знакомство. Поэтому представители “европейского клуба” могут с чистой совестью уходить с этой страницы, ибо в дальнейшем разговор пойдет только о заокеанской технике без упоминания и, тем более, бичевания их любимцев. И я не скажу, что американские машины будут выкрашены в розовые идеализированные краски. Главное, как говорил Козьма Прутков, “зреть в корень”.

[Следующий урок]