Урок 6

Астрономия

        Американская машина в представлении обывателя очень похожа на звезду : вот она сверкает в вышине и хочется протянуть руку и снять ее с небосклона, но, увы, расстояние до этого светила измеряется даже не в километрах или милях, а в каких-то маловразумительных парсеках или трудноосознаваемых световых годах. Сухогрузы, привозящие машины с края земли представляются космическими кораблями на фотонной тяге, а люди, осуществляющие это грандиозное мероприятие - космонавтами.
        Действительно. Двадцатиминутная поездка на лучшем в мире метро до найденного в газете салона за “Жигулями” или чуть более длинная - на машине до авторынка - позволяют обзавестись автомобилем куда быстрее, чем многодневное ожидание прибытия металлического пришельца с далекой галактики по имени Америка, и не связываться с нервным тиком и ночным злоупотреблением валерьянки для погашения нервных переживаний по поводу запущенных в холодную неизвестность нескольких тысяч “условных единиц”. Вместе с тем, имеется значительная категория уравновешенных людей, которые резонно считают, что процесс покупки автомобиля не должен по своей стремительности напоминать действия человека, застигнутого острым расстройством желудка на улице, и время, потраченное на ожидание искомой машины должно быть прямопропорционально ее качеству и высказанным пожеланиям.
Они готовы подождать некоторое время, но не испытывать впоследствии «мучительной боли» за напрасно выброшенные впопыхах деньги. А это самое время складывается не только из реальной возможности дилера решить все вопросы, связанные с покупкой, но во многом зависит и от импровизаций в заказе клиента.
        Как правило, достаточное время уходит на определение модели машины и «цены вопроса», но настоящий отсчет правильнее вести с того момента, когда на счету партнера в США появилась обговоренная сумма, а в его e-mail - полная градация предполагаемой покупки - марка, модельный год, пробег, цвет, опции, двигатель, КПП и т.д. Разумеется, чем шире запрос, тем больше требуется времени на подбор и покупку машины. Одно дело, если нужны широко распространенные Ford Taurus, Plymouth Voyager, Dodge Neon, Nissan Maxima, Pontiac Bonneville, Mazda 626, Chevrolet Lumina, Jeep Grand Cherokie, Ford Explorer в более-менее стандартной комплектации и со свежим, только что преодолевшим трехлетний таможенный барьер модельным годом. На отбор и приобретение такого автомобиля уйдет один-два дня. Но как только вкус и желания клиента начинают напоминать буйство фантазии Пикассо - это время многократно увеличивается. Если разноцветных представителей вышеуказанных (и многих других, конечно) моделей выставлено на любом аукционе в количестве, напоминающем численность самолетов на американском авианосце, готовящихся к очередным нападкам на зловредного Хуссейна, то розыски некоторых машин напоминают дедуктивные страдания Пуаро, Холмса и Пинкертона вместе взятых. Представьте себе, например, Subaru Impreza Sport Wagon 1996 года с пробегом до 30000 миль, с двигателем 2.2 литра turbo, AWD, светло-буро-малинового цвета, с «ручной» КПП, электропакетом, белым кожаным салоном, без кондиционера и при этом учтите, что, вообще, машин этой японской фирмы на аукционе бывает от силы 5-6 штук! Машина рано или поздно найдется, но предсказать количество затраченного на эти изыскания времени вряд ли возьмется человек, даже слегка представляющий их сложность. Каждая новая категорическая фраза в заказе отсекает целую армаду кандидаток на пересечение океана и, соответственно, увеличивает время на поиск необходимого.
        Разумеется, я ни в коем случае не призываю «снизить потребности» и хватать «что есть» - абсолютное право клиента на исполнение собственного желания сомнениям не подлежит, но желательно при этом отдавать себе отчет в том, что при излишне «навороченном» заказе требовать от исполнителей его мгновенной реализации просто невозможно, а также помнить, что увлечение, например, конкретным цветом кузова с выдачей в дорогу таблички с одним из двух тысяч колеров, позаимствованной со стенда Tikurilla для прикладывания, как цветового эталона, к крылу ожидаемого любимца резко уменьшает степень выбора по другим не менее важным компонентам.
        Опыт показывает, что обычно на подбор и покупку машины уходит от одного дня до двух недель, однако на этом время ее пребывания на родине индейцев не заканчивается. Купленный автомобиль, как правило, не отправляется с аукциона прямиком в морской порт, ибо нормальные дилеры совсем не заинтересованы, чтобы клиент раскорячился вместе с ним посредине славного города Хельсинки со сломанной шаровой опорой или отказавшим термостатом. Поэтому клиенту приходится еще подождать, пока его уже состоявшийся друг пройдет диагностику, а при необходимости и лечение на станции техобслуживания. Одни дилеры совмещают перегон машин с работой собственных сервисов, другие - используют для этих целей чужие мастерские. В любом случае обслуживание машины перед отправкой подразделяется на два вида - ремонт, без которого машина не может считаться технически исправной и профилактика и доработка по требованию клиента. Первый, как правило, производится за счет дилера независимо от степени неисправности - перегорела ли лампочка освещения номерного знака или «сдохла» по пути на станцию трансмиссия. Это - риск дилера и его мастерство при выборе машины. Второй - это заказ клиента, который желает , чтобы на машине появилась новая резина, колодки, фильтры, сигнализация, дополнительное оборудование, тонированные стекла и т.д., а скрытые полости автомобиля были радикально использованы под склад «расходных» запчастей ( тех же колодок и фильтров, свечей, проводов, ремней). Клиенты, производящие на машине максимум манипуляций никогда не проигрывают, ибо цены, скажем качественной 14-тидюймовой резины в 250 долларов за комплект с переборкой и балансировкой, масляных фильтров по 2-5 долларов за штуку или свечей по 1.5 доллара, готовы убить наповал самого стойкого автолюбителя, посещавшего хоть однажды по этим вопросам московские автосервисы и магазины.
        Пока машина комфортно висит на подъемнике, ответственный за ее приобретение связывается с клиентом, уточняя какие-то возможно возникшие вопросы, готовит необходимые документы и договаривается с перевозчиком о сроках, когда тот заберет покупку, погрузит ее на трак, доставит в порт и сдаст для погрузки на корабль. Как правило, после покупки машины все перечисленные операции занимают от 2-3 дней до одной недели. Наконец, махнув на прощание носовым платком и утерев им же предательскую слезу дилер провожает, ставший ему уже родным автомобиль, уезжающий на трейлере к палубе трансатлантического корабля. Машина, попав в порт в течение четырех дней обнюхивается собаками, «пробивается» по многочисленным компьютерным учетам после чего настает день, когда сухогруз пугнув своим прощальным ревом чаек отправляется к берегам Европы. Через пару дней дилер получает от отправщика последний документ - bill of lading -и, вызвав UPS или DHL, поручает им вручить весь пакет в Москве в руки ожидающих.
        На все эти операции, скрытые от взора клиента, часто считающего, что чтобы купить машину в США достаточно взмаха волшебной палочки, уходит в среднем от двух с половиной до трех с половиной недель и, в зависимости от состояния нервной и сердечно-сосудистой системы клиента - до двух упаковок валидола и одного пузырька настоя валерианы. Однако, период ожидания на этом не заканчивается, так как машина перевозится не межконтинентальной баллистической ракетой с двадцати минутным временем подлета к цели, а неспешным пароходом, бороздящим волны Атлантики в течение пары недель до Германии или Голландии и, перегруженная там на другой корабль - еще неделю до Хельсинки.
        Столица Финляндии используется, как перевалочная база на пути доставки не случайно.
По большому счету машину можно послать из США куда угодно, включая Владивосток и остров Мадагаскар, но все пути, кроме, финского имеют свои очевидные минусы. Например, прибытие в Санкт-Петербург предполагает незамедлительную безрадостную встречу с российской таможней, производящей свои разорительные манипуляции непосредственно в порту. Получение машины в Германии связано с длительным перегоном по Польше и Белоруссии со своими дикими нравами, простое в очередях на границе и проблемами с получением шенгенской визы. Дорога же на поезде в Хельсинки и на автомобиле обратно в Москву занимает примерно 36 часов и не связана с моральными и материальными переживаниями. Время ожидания прибытия корабля используется для формирования документов, оформления виз и покупки билетов и пролетает обычно малозаметно. В девяноста процентах случаев, сообщая клиенту о дате прибытия машины в Suomi, приходится слышать одно и то же восклицание - «уже!».
        Итак, после наших астрономических расчетов можно утверждать, что общее время, затраченное клиентом от момента его решения до встречи с долгожданным новым членом семьи в среднем равняется промежутку в шесть-семь недель. Безусловно, это является минусом для американских машин, причем в нашей стране, где экономическая ситуация меняется по три раза на дню - минусом большим. Но перевешивает ли он указанные на других уроках плюсы - решать не мне.

[Следующий урок]