Урок 7

Химия

        Когда на предыдущих уроках отмечалось, что заказывая машину напрямую из США человек практически гарантирует себе получение автомобиля не угнанного бравыми гангстерами с паркинга супермаркета или от забора загородной виллы, я не кривил душой.
        Конечно, существуют исключения в виде хитроумных комбинаций, сценарий которых повергает в молчаливую депрессию непривычных к быстрому поиску нестандартных решений американских блюстителей порядка и представителей страховых агентств. Например, наша родная братия быстро убедилась, что преодолевать сложности с разъездами и, особенно, отправкой нагло ворованной машины на далекую Родину в условиях жестокого полицейского и таможенного произвола до противного сложно. Попытка же реализации такого криминального автомобиля внутри страны и вовсе напоминает разжигание костра на бензоколонке. Но не бросать же на произвол судьбы расставленные где попало и часто вообще не запираемые на ключ наивными янки лимузины стоимостью в несколько десятков тысяч долларов! Тогда пошурупив привычными и не к таким головоломкам мозгами, наши “автобизнесмены” выдают на гора простые, но изящные решения, достойные пера Сименона или Кристи. Скажем, если в американских портах, машины представляющие реальную ценность подлежат детальному комплексному инспектированию на предмет их легального присутствия подле пыхтящего гигантским дизелем корабля, то в соседней Мексике к этому вопросу до недавнего времени относились, мягко говоря, попустительски, а прямо выражаясь - наплевательски. При оплате соответствующих пошлин через мексиканские (не говоря уже о более южных странах) порты можно было не сильно напрягаясь вывезти не только “Лексус” или “Мерседес”, но и статую Свободы. Но как пересечь границу с Мексикой на ворованной машине? Этот вопрос мог бы поставить в замешательство даже пресловутую “Коза Ностру”, но отнюдь не наших ребят, воспитанных на славных традициях “великого комбинатора”. А зачем ее красть раньше времени? - логично рассуждали они, беря в рент самую дорогую машину прокатной фирмы.

С честными документами и глазами заядлых путешественников новехонькая, выданная во временное пользование любознательным российским туристам “Акура” или “Лэндкруйзер ”, а чаще и то и другое сразу, перегонялись в Мексику и, упакованные в контейнер отбывали к берегам далекой Отчизны, где быстренько обменивали свои искусно изготовленные еще в США фальшивые “техпаспорта” на честные отечественные и уходили по бросовой цене в руки разомлевших от дешевизны клиентов, которые и не подозревали, что пока они отмеряют на обновке первые десять миль, в далеком заокеанском полицейском участке на стол ложится заявление несчастного арендатора об угоне у него взятой напрокат машины, а данные о ней уже заводятся опытной операторской рукой в компьютер Интерпола. Правда, через некоторое время страховые компании начинают соображать, что за последние полгода они выплатили невиданные суммы за угоны полностью застрахованных арендных машин, но к этому времени на десятках джипах и седанах уже вовсю рассекают и бритоголовые бандюки, и неграмотные чабаны, и холеные депутаты, и жадноватые коммерсанты…
        Закаленные в длительной борьбе за недосягаемые коммунистические идеалы, наши люди и в условиях правового государства умудряются легко облапошить его неповоротливые, осоловевшие от всеобщего повиновения институты. Посудите сами, как человеку не заработать десять-пятнадцать тысяч долларов, когда их буквально навязывают ему заумные американские порядки? Представьте владельца мастерской, занимающейся “жестянкой”. Однажды днем, стоя на аукционе битых машин, он вдруг понимает, что находится в двух шагах от валяющихся на дороге денег, не поднять которые может только человек с полностью атрофированными мозгами. Наш “жестянщик”, мгновенно, без всякого калькулятора подсчитав выгоду, покупает, скажем, за 10000$ новехонький “Сadillac Eldorado” c разнесенным в щепу передом. Умелые руки его мастеров в считанные дни с помощью молотков, сварки и “ядрени фени” приводят изящное “купе” в надлежащий вид, что обходится еще в 2000 “баксов”, потраченных на original parts. Пару месяцев он раскатывает по Бруклину, глядя на стекающие по подбородку слюни завистников, но в один прекрасный момент, припарковав черного красавца подальше от мастерской и оставив ключи от него под передним правым колесом, находит телефон-автомат и набирает заветный номер, который знает наизусть. Абонент на другом конце провода слышит в трубке что-то вроде “Пете стало плохо на Бэй-Парквэй” и отвечает “О’кей!”. Часа через два в офисе мастерской звонит телефон и приятный голос ласково ставит в известность, что “Петя скончался”, после чего наш махинатор расплывается в улыбке и набрав всемирноизвестные “911” радостно, соблюдая интонации честного обиженного судьбой налогоплательщика сообщает о том, что только что у него угнали совершенно замечательный “Cadillac” 1998 года выпуска. Через некоторое время страховая компания вручает безутешному владельцу “Эльдорадо” чек тысяч на тридцать, из которых тот откладывает “двушник для похоронной конторы”, давно распилившей “Петю” на мелкие кусочки, а на оставшуюся чистую “пятнашку” улетает с женой в Пуэрто-Рико справлять поминки…
        Однако, давайте считать все это лирическим отступлением. На самом деле нелегальными путями в Россию поступает совершенно мизерное количество очень дорогих машин, владелец мастерской вряд ли сможет безвременно терять “кадиллаки” чаще, чем раз в десятилетие, что к тому же не имеет отношения к изучаемой проблеме, а убытки американских страховых компаний, я думаю, беспокоят читателей не больше, чем виды на урожай бананов в Сенегале. Эти примеры я привел скорее для поднятия у вас чувства национальной гордости и лишнего доказательства справедливости бессмертной фразы В.Высоцкого о том, что “у них не меньше нашего воруют”.
        Люди, занимающиеся покупкой и отправкой машин в Россию делают свои деньги с использованием совершенно других, куда менее доходных, но более безопасных и тщательно отработанных “химических реакций”, которые тесно связаны с принципом производства покупки. Известно, что машину в США можно приобрести различными путями и для каждого из них существует своя “таблица Менделеева” позволяющая продавцам переплавлять в золото слабокоррозирующее американское железо.
        Самым верным и безошибочным для покупателя путем является приобретение машины непосредственно из рук прежнего владельца. В этом случае практически гарантируется ее неплохая технико-эксплуатационная история. Но упрямые хозяева машин всегда заламывают за своих любимцев совершенно немыслимые цены, да и личное присутствие покупателя в данном варианте необходимо, так как в противном случае дилер, которому поручен подбор машин из “частных коллекций”, исполняя его в “отсутствие клиента”, даже утрату одного доллара на покупку американской версии газеты “Из рук в руки” будет расценивать, как крайнее расточительство и близость к банкротству. Вместо многочасового обзванивания продавцов, он преспокойно поедет на ближайший аукцион, где и выполнит заказ, сэкономив для себя процентов пятьдесят отпущенных недальновидным клиентом средств.
        Другим способом долгожданного овладения полюбившимся автомобилем является его покупка со стоянок, во множестве разбросанных по городу и привлекающих наивных покупателей желтыми надписями “special price” и “50% discount”. Неопытные российские граждане, увидев надраенные, огнем сияющие под жарким солнцем лимузины порой даже не подозревают, что эти машины совсем недавно были куплены хозяевами стоянки на аукционе, отмыты внутри и снаружи, подвергнуты “предпродажной подготовке” долларов на пятьдесят и выставлены для перепродажи по совершенно другой цене, превышающей аукционную минимум на 2-3 тысячи. Справедливости ради надо сказать, что обычно владельцы стоянок дают на свои машины определенную гарантию, но беда в том, что предъявить им иск на сломавшийся стартер или внезапно прогоревший глушитель с расстояния в девять тысяч километров будет впоследствии несколько затруднительно…
        Самым реальным местом для покупки машины является аукцион. Цены здесь устанавливаются, как правило, невысокие, выбор изумляет “широтой размаха”, а возможность выиграть еще 500-700 “долларей” во время торга против допустимой цены отнюдь не является иллюзией. Аукцион - царство дилеров. Простой смертный покупатель не может купить здесь машину самостоятельно - это право дается только людям имеющим лицензию. Оставим в стороне дилеров, разгуливающих по аукциону в чалмах, щурящихся вокруг глазами, похожими на прорези для монет в автоматах для продажи “Кока-Колы” или с лицами цвета ботинок , надеваемых президентом на встречу с генеральным секретарем ООН. Разумеется, и они делают свои деньги на покупке машин с использованием определенных “химических” препаратов, но этот контингент не контактирует с российской клиентурой и потому для нас мало интересен.
        В Россию гонят автомобили наши соотечественники, создавшие на аукционах свою “тусовку” и действующие способами, привнесенными с далекой Родины. Многие из них имеют представление об устройстве, ходовых качествах, надежности и ремпригодности покупаемых машин не большее, чем туркменский овцевод о клонировании. В принципе, это им и не сильно нужно - дилер имеет, как правило, конкретный заказ, исполнение которого требует лишь отсутствия дальтонизма и умения найти и включить в машине кондиционер. Для него куда важнее другое качество - честность, но вот им-то обладают далеко не все…
        Если дилер просто имеет на своем счету деньги, присланные для покупки машины, а рядом с ним по аукциону не семенит непосредственный клиент, сующий свой нос в моторы, салоны и справочники о ценах и, тем более, вообще находящийся по другую сторону океана, задача повышенного обогащения становится проста, как процесс умножения два на два. Будьте уверены - машина будет куплена в точных пределах присланной вами суммы, независимо от того, что последний жест дилера на торге остановил его на отметке 7000 при ваших расчетных - в восемь с половиной.
Что ж, это - удача дилера и отсутствие информации у клиента о реальной цене на автомобиль. И это можно понять и простить - признайтесь, многие из вас устоят перед соблазном вернуть тысячу долларов за проданный товар потому, что за углом продают тоже самое, но дешевле? Увы, часто дилеру, кстати, уже получившему гонорар за работу по покупке машины этого бывает мало, и он пускает в дело “реакцию изменения оттенков”. Дело в том, что машины идут по линиям аукциона под “своим цветом”. Оставим в стороне всю палитру - она не важна для изучения сути вопроса. Нас интересуют только два колера - красный и зеленый. Под “зеленый” цвет продаются, как правило, машины с пробегом, не превышающим границу “high mileage” определяющейся разумными для данного года выпуска цифрами, а также не имеющие скрытых дефектов и неисправностей - при их обнаружении машина безоговорочно возвращается аукциону с компенсацией всех затрат, а иногда - и с их превышением. Из опыта знаю, что именно такие машины и заказываются в большинстве, ибо мало кому интересно приводить в чувство умирающего друга в суровых условиях российской ценовой политики на сервис и импортные запчасти. Машины, идущие по “красной” линии - возврату не подлежат и продаются по принципу “умерла, так умерла”. В красную зону машина может попасть и за головокружительный пробег, резко отличающийся от разумного, и за возможные, вплоть до заклинивания мотора или пробуксовки трансмиссии технические неприятности, и за имевшиеся ранее травмы, полученные в ДТП, и по другим нежелательным для клиента причинам. Разумеется цена этих машин не идет ни в какое сравнение с привилегированным “грин писом”, хотя их внешний облик, работа узлов и агрегатов иногда может и просто покорять своей целомудренностью.
        Наибольшее предпочтение брошенные в одиночестве русские дилеры отдают хорошим внешне, соответствующим заказанному году выпуска автомобилям, владельцы которых, по-видимому, жили и собирались умереть за рулем, накатывая по 30-40 тысяч миль за год. Красный цвет, вспыхивающий на табло при их появлении перед трибуной действует на них, как пурпурная тряпка тореодора на быка - кроя родным матом конкурентов наши бывшие соотечественники с американским дилерским “лайсенсом” в кармане выстраиваются шеренгой и начинают торг. Именно поэтому бескрайние российские просторы бороздят американские машины, на девяносто процентов имеющие за плечами в три-четыре раза больше пройденного пути, чем указано на их спидометрах - после покупки они поступают в мастерские, где опытные механики регулируют “счетчики” до приемлемых показаний, ибо то, что уголовно преследуется в США, не содержит ни малейшего криминала в Москве и окрестностях площадью 22,4 миллиона квадратных километров. Соответствующим образом готовятся “сопроводительные документы”, и вот уже дилер прибавляет к своему доходу очередную порцию серозеленомордых изображений американских президентов. И даже периодические “попадания” дилеров, вынужденных иногда устранять за свой счет всплывающие неисправности полузаезженных коней не идут ни в какое сравнение с получаемым “наваром”. Бороться с этим очень трудно. Далеко не у каждого потребителя есть выход на http://www.carfax.com , который, к тому же, во-первых, отслеживает историю далеко не всех машин, а во-вторых, очень неохотно принимает платежи с российских дебетных карт. Да и полученные таким способом из американских motor vehicle данные об истинном пробеге и других перенесенных заболеваниях уже купленной машины едва ли смогут принести больше, чем справедливый гнев заказчика - далека страна Америка…
        Казалось бы, присутствие клиента во время торжественнго акта выбора и приобретения машины подле дилера, исключает получение последним “нетрудовых доходов” и ограничивает его гонорар заранее обговоренной суммой (она обычно не превышает трехсот долларов за машину). Но даже в условиях постоянного прессинга со стороны въедливого потребителя наши люди не падают духом и умудряются заработать “слева” буквально на глазах изумленной публики. Если клиент - новичок на аукционе и к тому же имеет безнадежный английский, то он при всем желании во время торга не может разобрать четырех-пятизначных цифр, выкрикиваемых скороговоркой ведущим. Попробуйте за сотую долю секунды произнести по английски фразу “сорок семь сотен триста пятьдесят” и попросите русскоязычных присутствующих попытаться ее расшифровать! На аукционе, для новичка, эти суммы, произносящиеся одна за другой без перерыва выглядят, как сплошное “мана-мана” и разобрать их , не имея опыта, невозможно. Клиент перед началом торга сообщает дилеру максимальную сумму, которую он хочет заплатить за машину и если реальная цена покупки оказывается ниже выданного аванса, тот предпринимает весьма тонкий психологический ход - счастливый обладатель только что купленного автомобиля под предлогом повсеместного воровства отправляется в следующей машине на площадку закрывать свое сокровище, а дилер, пользуясь его отсутствием, просто исправляет в корешке счета, выданного ему для оплаты, реальную сумму сделки на максимально обговоренную, которую и сообщает клиенту по возвращении. “И это проходит?” - спросите вы.
Стыдно признаться, но и ваш покорный слуга тоже поначалу попадал на эту уловку… До тех пор, пока не набрался опыта и не стал понимать аукционный язык.
        В целом, работа дилера достойна уважения - в страшную жару и в промозглую сырость они изо дня в день по 14-16 часов топчут бескрайний асфальт аукционов, мечутся с линии на линию, крутятся в водовороте документов, проезжают сотни миль… А химия? Что ж она существует, но ведь на каждое химическое вещество есть и свой нейтрализатор…

[Следующий урок]