Тыловое обеспечение
Откровенно говоря, я не знаю, правильно
ли, что в ралли место на пьедестале занимают
только пилоты и штурманы. По праву, рядом с ними
должны находиться незаметные люди с уставшими
лицами, в простеньких, выцветших от постоянной
стирки комбинезонах, прячущие в карманах свои
руки с въевшейся, ничем не отмывающейся чернотой.
Это они управляют техничками, порой проезжая на
них за время ралли многие сотни, а то и тысячи
километров, валяются ночью, в дождь, холод, на
мокрой земле или на снегу под машинами, за
считанные секунды меняют колеса и устраняют
неисправности и переживают за своих подопечных
порой больше, чем те испытывают моральных
нагрузок на скоростных участках. Будь ты хоть
МакРеем, хоть Сайнсом, хоть Канкунненым, но если в
нужном месте и в нужное время твой железный конь
не получит свою бензиновую инъекцию, быстро не
поменяет отказавшие внутренности на протезы, и
не переобует свои ортопедические ботинки, то
придется не быстро ехать, а медленно брести
пешком вдоль трассы, проклиная «тот день, когда
ты сел за баранку этого пылесоса!»
Интересно, что роль механика одинаково
важна и на Чемпионате мира, и в ралли на
первенство 8-й водокачки, а вот отношение к этой
важнейшей гоночной составляющей, к сожалению,
далеко не одинаково. А зря! Понятно, что при
скромных финансовых возможностях начинающих
гонщиков трудно предполагать наличие в
техническом арсенале гайковерта Central Pneumatic и
инструмента Snap-On в руках бригады
квалифицированных молодцов, но и брать с собой на
гонку полупьяную братию с рожковым ключом на 11 с
половиной и ржавым домкратом - авантюризм. Трудно
вообще сказать, с чего надо начинать свои
действия при создании раллийного экипажа - пока у
вас не будет бокса для постройки и ремонта
машины, находящегося в руках квалифицированного
человека, вряд ли вам удастся сделать нечто
путное, способное доставить радость от скорости
и маневренности спортивного автомобиля. Даже
если вы изловчились прикупить уже готовую
“боевую” машину, то через одну-две гонки она все
равно жалобно попросит о помощи. И так - без
конца…
В любом деле - от управления
государством, до приготовления шашлыка -
решающую роль играет организация. Ралли не
исключение, а скорее подтверждение этого
правила. Никогда не происходит ничего хорошего,
когда водитель и штурман ездят по замечательному
принципу, высказанного в старой кинокомедии
“Сердца четырех” - “сами ломаем машину, сами
чиним”. В раллийной команде, неважно состоит она
из целой толпы людей, как в заводской Subaru, или из
троих энтузиастов под предводительством Феди
Шпунькина, - каждый человек должен заниматься
своим делом. Пилот - водить машину, штурман -
руководить этим процессом, а механик - готовить
автомобиль. Слияние этих функций недопустимо,
как вмешательство в дела другого государства.
Разумеется, пилот и штурман могут оказывать
техническую помощь механику, закручивать не
слишком серьезные гайки или подавать ключи, но
делать что-либо без его ведома - нельзя ни в коем
случае. Механик должен лично контролировать
состояние и работоспособность всех узлов и
агрегатов автомобиля, определять степень их
изношенности и необходимость в том или ином
ремонте или обслуживании. Как только в это
вмешиваются члены экипажа (кроме настройки
машины) начинается неразбериха и нелепые
случайности на гонках. Если у вас работают два
или больше механиков, то кто-то один должен быть
старшим, ответственным за техническое состояние
машины.
Каждый уважающий себя механик имеет свой
инструмент. Конечно. далеко не все могут
позволить себе купить Craftsman, Husky, S.K. и уж тем более
Snap-On. Ничего страшного! На первых порах пойдут и
русские головки, и недорогие ключи - главное,
чтобы механик имел, по возможности, полный
комплект необходимого инструмента, съемников,
отверток, приспособлений для работы на данном
автомобиле, а не бегал в соседний гараж к дяде
Васе за «болгаркой», пассатижами или
электродами. Набор инструментов для 2108 не так уж
и велик, поэтому если механик говорит - нужен
съемник подшипника ступицы, то экипаж должен
этот вопрос решать, а не говорить - «кувалдой
вышибешь!». В принципе, для нормальной работы
механика со спортивной ВАЗ 2108 необходимо:
С таким боекомплектом, который
постепенно сам механик будет уточнять и
дополнять, можно уже меньше беспокоиться за тылы
и по крайней мере не применять подручных средств
в виде кирпича для выбивания шаровой или куска
водопроводной трубы для сворачивания
непослушной гайки. Постепенно соберется
необходимая «химия» и расходные материалы.
Механик должен проводить полную
диагностику машины после каждой гонки,
независимо, сказал ему пилот - «все нормально»
или «все сломано». Причем проводить ее
целенаправленно, не пропуская и не забывая
ничего. Если механик, посмотрев передние тормоза,
сказал, «задние, наверное, тем более хорошие» - он
«умер для спорта»
Чем же можно удержать хорошего механика
подле вашей машины, не дающей ему ничего, кроме
убытков и потери времени? Энтузиазм хорош на
сытый желудок… Не надо мешать ему самому
зарабатывать деньги между занятиями со
спортивной техникой - хорошие руки всегда в цене,
но главное - если вы выиграли и получили приз,
деньги, награды - поделитесь по-братски с
механиком, никогда не проводите черту между
собой и этим человеком, будьте ему близкими
друзьями и помощниками во всем. Помните - он
полноценный член экипажа, а иногда - ваша
последняя надежда!
Примечание: принимаются заявки в Гостевой книге на более полное освещение этой темы - что бы вы хотели еще узнать о техническом обслуживании
Принцип разумной достаточности
Выезжая на ралли
некоторые механики норовят загрузить в техничку
все имеющиеся в наличии детали, причем в
многократном количестве. Возможно, это имеет
смысл, когда ралли проходят вдалеке от дома и в
процессе тренировок что-то может произойти с
тренировочной машиной или за неделю до гонок
выявятся какие-то неисправности в боевом
агрегате. Но уж когда машина съехала с подиума и
ушла на трассу гонять за ней загруженным до верха
нет никакой необходимости. Современные ралли
построены так, что на ремонт у механиков имеется
очень ограниченное время - десяток минут между
КВ, да час-полтора на регруппинге или во время
специально отведенного перерыва. Разумеется, что
если в машине развалился двигатель или согнуло в
дугу заднюю балку, ремонтировать машину уже
поздно - такие катаклизмы не происходят на
“ровном месте” и скорее всего экипаж потерял
так много времени, что даже героизм технического
состава не в состоянии изменить ситуацию.
Тем не менее выезжать на
ралли, имея в “техничке” только два колеса и
канистру бензина, тоже лишено логики. Поэтому
необходимо соблюдать принцип достаточности,
определяемый квалификацией механиков и
скоростью их работы. Если наш разговор идет о 2108,
то минимальный “ремкомплект” должен выглядеть
так.
Разумеется, что весь
“боекомплект” должен состоять из деталей,
работоспособность которых не вызывает сомнений.
Запчасти и инструмент должны укладываться в
техничке самим механиком и таким образом, чтобы
самые “невероятные” вещи не находились сверху,
закрывая подступы к канистре с маслом или
бензином.
На трассе механик должен
располагать техничку в видимом месте, а не за
углом на другой дороге (если это не обговорено
заранее с экипажем) и в ближайшем разрешенном
месте после окончания СУ. Необходимо заранее
подготовить джек, колеса, жидкости, инструмент и
расположить их так, чтобы пилот мог поставить
машину, не теряя времени на дополнительные
перетаскивания запчастей. Штурман при подъезде к
“ремзоне” должен сообщить механиком о наличии
времени на ремонт или обслуживание. При
краткосрочном ремонте экипаж из машины, как
правило, не выходит.
Расстановка техничек (или
одной технички) по всей трассе ралли
определяется заранее штурманом и механиками с
таким расчетом, чтобы экипаж встречался с
“обслуживающим персоналом” максимальное число
раз. Одновременно определяется и содержание
обслуживания машины - замена колес, добавление
топлива, установка дополнительных фар и т.д.
Независимо от мнения экипажа механик при каждой
остановке в обязательном порядке осматривает
подкапотное пространство, проверяет уровни
жидкостей, крепление и давление колес, протирает
лобовое стекло и фары (ночью), осматривает
пространство под машиной на предмет наличия
течей.
И никогда не забывайте
положить в “техничку” буксировочный трос…
Грустно, но необходимо.
Удачи!